Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время в начальных классах

Разделы: Начальная школа


“ Забота о здоровье-это важнейший труд
воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы”.
В.А.Сухомлинский

В связи с модернизацией и переходом на ФГОСы перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы:

  • организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению обучающихся;
  • включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья.

К окончанию 4-го класса многие дети приобретают ряд заболеваний, которые в дальнейшем переходят в хронические. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении числа ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет.

При анализе медицинских карт первоклассников за 4 года выяснилось, что здоровье детей в процентном отношении ухудшается. На 1-3 местах выявились болезни: тубинфицированные, плоскостопие, сердечно-сосудистые -это болезни, не зависящие от школы и учителя. На 4-м и 5-м местах- нарушение осанки и миопия. Это то, что имеет прямое отношение к организации учебного процесса.

У современных младших школьников, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов, отличается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся:

  • год от года возрастают учебные нагрузки;

  • досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм.

В своей работе я выделяю основные причины снижения здоровья детей:

  • трудности при адаптации в 1-м классе;

  • перегрузка учебным материалом;

  • медицинская и психологическая неграмотность части родителей;

  • недостаточное внимание к двигательной активности и физической культуре ребенка;

  • проблемы питания.

Для решения данных проблем в своей работе я использую следующие педагогические методы и приемы в организации учебно-воспитательного процесса, а именно:

Строю урок на основе:

а) Комфортного начала и окончания урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успех в деятельности, умение настроить себя на положительную волну, положительная мотивация учащихся);

б) Проведения на уроке динамических пауз, физкультминуток. (см. приложение №1);

в) Объяснения нового материала с опорой на опыт учащегося. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои способы деятельности, использую деятельностный подход;

г) Упорядочения системы домашних заданий, их дозировки, творческого характера.

д) Учета индивидуальных способностей и особенностей ребенка.

Помогает сохранить здоровье учащихся в 1-ом классе :

а) проведение уроков в нетрадиционной форме (урок-путешествие, урок-экскурсия, Урок-соревнование и т.д.);

б) строгая регламентация учебной нагрузки;

в) отсутствие отметочной системы.

Проведение анкет по адаптации учащихся в 1-ом классе показало, что 75% учащихся полностью адаптированы, 21%-средняя адаптация и 4%-дезадаптированы. Опрос среди родителей выявил тот факт, что 95% учащихся идут в школу с хорошим настроением.

Считаю важным и не жалею времени вопросу здорового питания учащихся не только на уроках окружающего мира и основ безопасности жизнедеятельности, но и в кружковой работе. С этого года я провожу кружок “ Здоровое питание” (приложение №2). Актуальность введения данной программы усиливается статистическими данными по увеличению заболеваемости детей болезнями желудочно-кишечного тракта, аллергическими заболеваниями. Программа направлена на воспитание у младших школьников культуры питания. С этой целью в учебно-воспитательном процессе я решаю следующие задачи:

1.Сформировать у младших школьников представление о здоровом питании.

2. Дать основные понятия “правильного” питания школьников.

3. Сформировать гигиенические навыки, связанные с приемом пищи.

4.Обучить практическим навыкам приобретения продуктов питания в условиях современной торговой сети.

Несмотря на то, что данный кружок ведется с этого года, были достигнуты определенные успехи:

Соблюдение учащимися правил личной гигиены:

Анкетирование учащихся класса показало, что ребята стали уделять больше внимания режиму питания:

Анкетирование родителей показало, что дети стали больше уделять внимание правильному питанию и своему здоровью.

Проблему сохранения здоровья младших школьников я решаю и во внеурочное время. Это проведение творческих конкурсов, беседы по теме “ Здоровье”, викторины, игры. Мною разработаны и адаптированы творческие конкурсы:

1.Конкурс рисунков “Здоровье в порядке – спасибо зарядке!”, “Мы здоровыми растем”;

2.Конкурс поделок “Золотые руки не знают скуки”.

3.Конкурс стихов на заданные рифмы “От простой воды и мыла у микробов тают силы”, “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”.

В работе кружка участвуют и родители. Это позволило еще более раскрепостить детей, сделать более интересными и познавательными занятия кружка, который перерос в работу клуба “Здоровье”.

Работа клуба “Здоровье”

(беседы по темам)

1-й класс:

1. Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

2.Глаза – главные помощники человека. Профилактика близорукости. Правила сохранения зрения.

3.В гости к королеве Зубной щетке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку здоровой.

4.Надежная защита организма. Забота о коже.

5.Чтобы уши слышали (правила навыков личной гигиены).

6.“Рабочие инструменты” человека (уход за руками и ногами).

7.Незаменимые помощники (расческа, носовой платок и др.).

8. Экскурсия в пожарную часть города.

2-й класс

1. Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

2. Сон – лучшее лекарство.

3. Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться.

4. Мышцы, кости и суставы. Осанка – стройная спина.

5.Физкультура в молодости – здоровье в старости.

3-й класс

1. Расти здоровым. Правила ЗОЖ.

2. Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие?

3. Как настроение? Эмоции, чувства, поступки.

4.Как справиться со стрессом? Умей сдерживать себя.

5.Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!

6. Красоты души и тела.

7. Лучший отдых – любимое занятие.

4-й класс

1. Как помочь себе сохранить здоровье?

2. Что зависит от моего решения?

3. Почему некоторые привычки называют вредными.

4.Зло – табак.

5.Зло – алкоголь.

6.Зло – наркотик.

7.Телевизор и компьютер – друзья или враги?

Родительский всеобуч решает главную задачу - сформировать здоровый досуг семьи.

Тематика родительских собраний:

1-й класс. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника.

2-й класс. Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).

3-й класс. Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное состояние.

4-й класс. Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек).

Циклограмма работы класса в направлении здоровьесбережения:

Ежедневно Контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз.
   
Ежемесячно Консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты, профилактика гриппа и других вирусных инфекций
Один раз в четверть Классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания. День здоровья. Походы на природу.
   
Один раз в год Медицинский осмотр.

Анализирую медицинские показания о состоянии здоровья учащихся, были выявлены хронические заболевания детей (приложение №3). Данные сведения о состоянии здоровья учащихся и его диагностика являются одним из важнейших критериев при оценке эффективности и качества учебно-воспитательного процесса с точки зрения здоровьясбережения.