Химические свойства алкинов

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Цели урока:

  • Образовательная – способствовать формированию знаний о химических свойствах алкинов, расширению представлений об непредельных углеводородах и их химических свойствах;
  • Развивающаяспособствоватьразвитию умений самостоятельно обрабатывать, систематизировать и анализировать теоретические и экспериментальные данные, уметь записывать уравнения реакций
  • Воспитательная – развитие коммуникативных умений в ходе парной и коллективной работы, убеждение в необходимости использования новых информационных технологий для привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде.

Задачи урока:

  • На основании строения предположить химические свойства алкинов;
  • Доказать способность алкинов к реакциям присоединения, окисления и полимеризации.

Тип урока – сообщения нового материала

Формы урока – беседа, рассказ

Метод урока – исследовательский

Методы обучения используемые на уроке – словесные (беседа, рассказ), наглядные (видеотерминал), практические (лабораторный опыт), новизны (использование компьютеров), контроля (устный опрос, тестирование), аналитические (анализ событий).

Учебно-методическое обеспечение урока:

  • мультимедийный проектор,
  • компьютер,
  • презентация к уроку в программе Power Point,
  • Электронный учебник «Виртуальная лаборатория» или «Уроки химии Кирилла и Мефодия»
  • Инструкция по лабораторной работе

Хронометраж урока

  1. Организационный этап – 2 мин
  2. Повторение пройденного материала: устный опрос, работа у доски – 3 мин
  3. Планирование и мотивация – 3 мин
  4. Изучение нового материала – 12 мин
  5. Рефлекция и выполнение тестов – 5 мин
  6. Завершение урока – 5 мин

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1 этап – организационно-мотивационный.

Начало урока направлено на то, чтобы активизировать внимание учащихся и «погрузить» в учебную работу. На столе разложены клей ПВА, полихлорвиниловая трубка, кусок резины, баночки с надписями «Растворитель», «Парфюмерия»….

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дорогие ребята!

Посмотрите, пожалуйста, на стол! Знакомы ли вам эти предметы? Для каких целей мы ими пользуемся? А что их объединяет? ….

Исходным сырьем для получения этих веществ является - этин, его техническое название ...

Ученики - Ацетилен…. Этин.

Сегодня мы будем говорить про вещество этин, которое относится к классу непредельных соединений - алкинов.

Мотивация, повторение пройденной темы.

Очень часто в старых домах происходит авария отопительной системы. Тогда на помощь приходят сварщики.

Что они приносят с собой (баллон с кислородом и еще… ), для чего? (реактор или два баллона);

Для чего нужен реактор? (для получения ацетилена);

А почему используют для сварки смесь ацетилена с кислородом? (ответы учащихся);

Правильно, для сварки используют ацетиленово- кислородную горелку, так как при горении ацетилена пламя имеет очень высокую температуру (более 3000° С);

Горение - это какое свойство…..(химическое или физическое)? - химическое

Таким образом, сегодня тема нашего урока… «Химические свойства алкинов»

Цель нашего урока - формировать знания о химических свойствах алкинов, расширить представления о непредельных углеводородах и их свойствах

Ребята, давайте сегодня проведем урок-исследование по теме «Химические свойства алкинов». Вы согласны?

Также проведем виртуальные эксперименты, вам обязательно понравится!

Любое исследование включает такие этапы как постановка задач, выдвижение гипотез, экспериментальное подтверждение гипотезы, анализ результатов и выводы.

Задачи исследования:

  • На основании строения предположить химические свойства (3 положение теории Бутлерова);
  •  доказать с помощью опытов способность алкинов к реакциям присоединения и окисления.

На предыдущих уроках вы изучали строение и номенклатуру алкинов и химические свойства алкенов.

  • Сейчас мы с вами вспомним строение этена и этина;
  • Пожалуйста, напишите структурные формулы этих веществ;
  • Какие связи характерны для этена? (двойные, сигма и пи);
  • Какие типы реакций характерны для алкенов? (присоединения, окисления, горения);
  • А какие связи характерны для алкинов ( тройные, сигма и две пи)
  • Как вы думаете, будут ли характерны и для алкинов реакции присоединения и окисления? ( да)
  • Тогда выдвигаем гипотезу нашего исследования:

Гипотеза исследования: Для алкинов, как и для алкенов характерны реакции присоединения и окисления.

2 этап – операционно-исполнительский.

А сейчас приступаем к экспериментальной части нашего исследования.

Проведем виртуальные лабораторные опыты с ацетиленом. Почему виртуальные:

  • ацетилен- газ со специфическим неприятным запахом;
  • образует взрывоопасную смесь с воздухом;
  • обладает слабым наркотическим действием. Мы проведем опыты на экране.

На столах у вас лежат инструкции к лабораторным опытам:

Напишите свою фамилию и класс (см. приложение 1)

По мере выполнения опытов, записывайте наблюдаемые явления, уравнения реакций и выводы по каждому опыту.

Демонстрация экспериментов на экране через мультимедийный проектор (электронный учебник «Виртуальная лаборатория» или «Уроки химии Кирилла и Мефодия,10-11 класс».

  •  Соберем прибор по рисунку.
  • Нальем в стаканчики бромную воду, перманганат калия
  • Для получения ацетилена возьмем карбид кальция и прильем туда раствор хлорида натрия для спокойной реакции (мальчишки бросают кусочки карбида кальция в воду, при этом он взрывается);
  •  Бромная вода обесцвечивается - реакция присоединения.
  •  Раствор перманганата калия также обесцвечивается. Появляются бурые хлопья – это реакция окисления.
  • Ацетилен, т.е этин образует с солями меди и серебра взрывоопасные вещества- ацетилениды, а реакция с солями меди является качественной реакцией на содержание в воздухе ацетилена - образуется красный ацетиленид меди.- это реакция присоединения;
  • При поджигании ацетилен дает хлопок- это говорит о горючих свойствах газа;
  • Этин на воздухе горит коптящим пламенем – так как содержание углерода в его молекуле выше, чем в молекулах этана и этена – реакция горения.
  • Напишите уравнения реакций взаимодействия ацетилена с бромной водой, его горение (на доске также пишут)
  • Уравнения реакции отражены на слайдах презентации урока (см. приложение 2).
  • Проанализируем наши экспериментальные данные - подтвердилась ли наша гипотеза?
  • Тогда напишем выводы: Для алкинов характерны:
    •  реакции присоединения
    • окисления
    • горения
  • Таким образом мы доказали, что для алкинов характерны реакции присоединения, окисления и полимеризации.

3 этап – рефлексивно-оценочный.

А сейчас ребята напишем структурные формулы гомологов этина.

Дайте названия веществам.

Для закрепления знаний проведем небольшое тестирование

На листочках и лабораторными опытами напишем ответы на вопросы тестов, которые вы видите перед собой (12 слайд презентации урока)

А сейчас поменяйтесь тетрадями друг с другом и по ключу проверьте ответ соседа (13 слайд презентации урока)

У кого нет ни одной ошибки- поставьте «5»

У кого одна ошибка - поставьте «4»

У кого две ошибки – поставьте «3»

Поднимите руки у кого «5» и «4» - Молодцы!

У кого «3» - вам придется еще раз проработать тему!

Надеюсь, ни у кого нет двоек?

Подведем итоги сегодняшнего урока:

Что нового узнали ? Чему научились?Что для вас стало открытием?

Домашнее задание: учить конспект, и записать уравнения реакций, характеризующие химические свойства алкинов: § 13, упр.2-5, дополнительно 6-8 задания;

Сегодня активно работали …. Молодцы! Вам будет поставлена оценка «хорошо» или « отлично»

Всем спасибо за урок, до свидания!