Урок русского языка по теме "Знакомство с приставкой. Упражнения в чтении". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип: урок получения новых знаний.

Технология: проблемное обучение.

Цели урока:

  • ознакомить с ролью приставки;
  • формировать умения видеть приставку в слове;
  • формировать умения определять состав слова;
  • формировать интерес к слову;
  • формировать прочные навыки работы в парах;
  • развивать умения образовывать новые слова;
  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • воспитывать интерес к процессу познания;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

1. Организационный момент.

Всем говорю я: “Здравствуйте!
С добрым утром, друзья!”

Все готовы начать наш урок?

Как мы должны работать, чтоб наш урок прошел успешно? (Активно, дружно, смело преодолевать все трудности)

2. Актуализация знаний.

Что изучали на прошлом уроке? (Заглавные буквы Е, Ё)

Что ещё нового узнали на прошлом уроке? (Слова можно образовывать с помощью суффиксов).

Выделите корень (одинаковую часть в словах):

сова, совы (сов).

С помощью суффикса - ёнок образуйте новое слово (совёнок).

Дети маркером выделяют корень.

Показ иллюстрации совы и краткий рассказ о ней.

Ушастая сова. Ночная хищная птица.

Распространена на большей части лесной зоны, изредка по окраинам населенных пунктов, в горах и лесостепях, на пролете обычна в степных лесополосах. Осенью совы нередко улетают на запад, а их место занимают северные особи. Сова заслуживает защиты и охраны. Особенно ценны ушастые совы тем, что зимой они уничтожают огромное количество грызунов. В Волгоградской области встречается очень редко.

Постановка проблемы.

Найдите значение выражений (выражения записаны на доске):

до + летела = (долетела)

при + летела = (прилетела)

у + летела = (улетела)

Решали мы раньше с Вами такие выражения? (Нет)

Будем учиться? (Да!)

Совы летают только ночью, а днем, даже при приближении человека, сова не взлетает.

Открытие нового знания. Формулирование новой темы.

Какое было первое слагаемое? (до-, при-, у-)

Какое было второе слагаемое? (Летела)

Чему равна сумма – результат? (Долетела, прилетела, улетела)

Что образовалось? (Новые слова).

Что мы сделали, чтобы получились новые слова? (К корню присоединили (приставили, прибавили) часть слова).

С помощью чего образовались новые слова? (Учитель выслушивает предположения детей).

Если мы приставили к корню часть слова, то эта часть называется ... ? (приставкой). На доске открыть название и условное обозначение.

Приставка

Какая тема урока у нас будет сегодня? (Знакомство с приставкой). Учитель открывает тему урока на доске.

Вы поработали, давайте отдохнем.

Физминутка.

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети садятся, наклоняют голову вперёд)
Одна сова не спит, (Дети встают)
Летит, кричит. (Руки вверх, вниз)
Совушка – сова,
Большая голова. (Наклоны головы вниз, вверх)
На дереве сидит, (Наклоны головы вправо, влево)
Во все стороны глядит. (Наклоны головы вправо, влево)

Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Букварь, Москва, Баласс,2011. Стр. 110).

Откройте учебник на странице 110.

Прочитайте приставки (по-, до-, про-, пере-, при-, у-, вы-).

Прочитайте слова первого столбика (плыл, поплыл, доплыл). Выделите приставки условным значком (образец выделения дан в учебнике).

Прочитайте слова второго столбика (ушёл, пошёл, дошёл). Выделите приставки. Что значит “дошёл”? (завершил свой путь, идя в каком либо направлении, достичь какого- либо места)

Прочитайте слова третьего столбика (улетел, полетел, долетел). Выделите приставки.

Слитно или раздельно написаны слова с приставками? (Слитно)

Обратите внимание: приставки разные, но пишутся со словами слитно.

Прочитайте слова четвертого столбика (выплыл, приплыл, ...плыл). Какую приставку можно записать к слову “плыл”? (по-, до-, про-, пере-, у-). Запишите ту приставку, которая Вам больше всего понравилась.

Составьте устно предложение с получившимся словом.

(Заслушиваются варианты предложений:

- Корабль доплыл до пункта назначения.

- Я поплыл к берегу.

- Спортсмен переплыл реку.

- Я в бассейне смог проплыть до конца дорожки.

- Когда мы отдыхали на море, у меня уплыл круг и я плакал.)

Работа в парах.

На столе карточки с приставками и словами (2 приставки и 1 слово). Необходимо составить новые слова.

Ребята, вспомните правила работы в парах. Не забывайте, что сигналом окончания работы служат Ваши поднятые вместе руки.

при вы скакал
вы пере вел
пере с нёс
про у кричал
у с скакал
по на радовали
с у летела
при от готовили
до у шёл

Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей,
Составить слово из частей!

Во время составления слов, дети слушают веселую музыку.

Проверка. Заслушивается каждая пара.

- Мы образовали слово прискакал, приставка: при - . Слова выскакал нет, так не говорят.

- Мы образовали слова: вывел, приставка: вы - ; перевёл, приставка: пере - .

- Мы образовали слова: перенёс, приставка: пере -; снёс, приставка: с -.

- Мы образовали слово прокричал, приставка: про - . Слова укричал нет, так не говорят.

- Мы образовали слово ускакал, приставка: у- .Слова укричал нет, так не говорят.

- Мы образовали слово порадовали, приставка: по - . А вот с другой приставкой мы образовали слово: нарадовались, думаем, что слово нарадовали не употребляется в речи.

- Мы образовали слова: улетела, приставка у - ; слетела, приставка с -.

- Мы образовали слово приготовили, приставка при -. Отготовили – так не говорят.

- Мы образовали слова: дошёл, приставка до -; ушёл, приставка у -.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка (для глаз).

Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано,
Где окно, а где кино.
Обведу глазами круг,
Посмотрю на мир вокруг.

Работа с текстом.

Сегодня мы прочитаем сказку Геннадия Цыферова “Спор” из сборника сказок “В медвежий час”. (Работа по учебнику Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Букварь, Москва, Баласс, 2011. Стр. 111)

Геннадий Цыферов – детский писатель (портрет писателя на доске).

Цыферов Геннадий Михайлович (1930-1972)

Самая известная сказка Г. Цыферова – “Паровозик из Ромашково”.

Другие сказки Цыферова: “Жил на свете слонёнок”, “Про цыпленка, солнце и медвежонка”, “Про чудака лягушонка”, “Про пароходик”, “История про поросенка” и другие...

Сборники сказок: “Как лягушонок искал папу”, “Разноцветный жираф”, “Как стать большим и другие истории”, “Дневник медвежонка”.

Книги Г. Цыферова издаются и в наши дни.

Хорошо читающие дети читают текст.

Спор

Ослик и медвежонок всегда спорили. Это потому, что один говорил "всё приходит", а другой - "всё уходит".
Просыпался утром медведь и радовался:
- Смотри, пришло утро!
- Ну да, - плакал ослик, - ведь ушла ночь.
И днём было так же. Опять медведь кричал:
- День явился!
И снова плакал ослик:
- Ну да, ведь ушло утро.
А однажды было вот что. К ним в гости пришёл слон.
- Смотри, смотри! - заорал Мишка. - К нам пришёл слон!
- Ну да, - заплакал ослик, - ведь он ушёл из дома.

Беседа по тексту и выборочное чтение.

  1. Почему ослик и медвежонок всегда спорят? (Дети высказывают предположения)
  2. С каким настроением просыпался медведь? (С радостным)
  3. Чему он радовался? (Наступлению утра).
  4. Найдите и прочитайте предложение о том, что медвежонок радовался утру (Просыпался утром медведь и радовался: “Смотри, утро пришло!”)
  5. Что делал ослик утром? (Плакал, был огорчен, что ушла ночь)
  6. Что произошло однажды? (В гости пришел слон)
  7. Как отреагировал медведь? Прочитайте.
  8. (Смотри, смотри! К нам пришел слон.)

  9. Как отреагировал ослик? Прочитайте. (Ну да, - заплакал ослик. – Ведь он ушел из дома)
  10. Что хотел сказать автор читателям? (Есть люди - оптимисты, которые верят в успех, в лучшее. И есть люди пессимисты, которые во всем видят плохое, отрицательное, не верят в лучшее).
  11. С кем из героев сказки Вам хотелось бы подружиться? Почему?
  12. В последнем предложении найдите слово с приставкой. (Уходит).
  13. Выделите приставку (у-).
  14. Если Вам понравилась сказка Геннадия Цыферова, Вы можете прочитать на перемене или взять почитать домой еще одну сказку из этого же сборника “Град”. А также вы можете рассмотреть выставку книг этого писателя и взять почитать понравившуюся книгу.

(На доске - текст сказки “Град”, напечатанный крупными буквами, на столе лежат экземпляры напечатанного текста, а также книги Г. Цыферова).

Геннадий Цыферов. Из сборника сказок: “В медвежий час”.

Град.

Когда был град, ослик всегда прятался. Больно было. В тот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: "Да, я сижу в домике и мне не больно, но домику-то ведь больно. Надо его спрятать".

Ослик залез на крышу и закрыл домик зонтиком.

- Всё хорошо, - сказал он.
Но вдруг опять подумал: "Теперь мне не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?"
- Глупый ослик, - заворчал медвежонок.

- Всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.
- Если так, - сказал ослик, - пусть будет больно мне.

- И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать - защищать её от града.
Наконец град кончился.
Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:
- Ты очень добрый...
- Что ты, что ты, - замахал на него ослик ушами.

- Просто я жалкий ослик и мне всех жалко.

6. Итог урока.

  1. Какая часть слова называется приставкой? (Часть слова, которая стоит перед корнем)
  2. Для чего служит приставка? (Для образования новых слов)
  3. Как пишется со словом? (Приставка со словом пишется слитно)

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

  • Чему учились на уроке? (Учились образовывать новые слова)
  • Научились образовывать новые слова с помощью приставки? (Да)
  • Вам понравился урок? (Да)
  • Что особенно понравилось? (Работать в парах, читать, образовывать новые слова)

Откройте дневники. Оцените себя.

Кто поставил красный кружок? Почему было трудно?

  • Желтый? Что было не понятно?
  • Зеленый? (Я рада, что почти у всех детей трудностей на уроке не возникло, потому что мы работали активно, дружно, смело преодолевали все трудности)

Урок окончен.