Создание модели информационно-образовательного пространства детского сада, способствующего развитию персональных компетенций педагогов в области компьютерных технологий

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт работы информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность педагогического процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстаёт от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы её хранения и использования. Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информатизации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. Именно поэтому одним из приоритетных направлений развития образования в России становится создание образовательной информационной среды.

Использование компьютерных технологий стало необходимым условием полноценного педагогического процесса в детском саду "Золотая рыбка" Управления дошкольных подразделений. Компьютер нами понимается как инструмент, который позволяет не только эффективнее использовать традиционные формы и методы обучения, но и открывает совершенно новые возможности для накопления, систематизации, преобразования информации, необходимой для педагогического процесса, а также возможности выхода в Интернет.

При современных темпах обновления техники и технологий, форм организации труда, требуется подготовка специалиста нового типа, владеющего разнообразными формами работы с компьютером, современными компьютерными технологиями.

В последние годы в связи с интенсивным увеличением массива информации в науке стало выделяться в самостоятельную область умение работать с информацией, характеризующую профессиональную деятельность, - как "информационная культура педагога".

Г.А. Герцог (канд.фил.наук г. Екатеринбург) дает определение: "Информационная культура педагога - это степень овладения профессиональной педагогической информацией, наличие умений и навыков сбора, хранения, преобразования и передачи этой информации в процессе педагогической деятельности".

С целью повышения информационно - коммуникационной культуры у педагогических работников детского сада создан педагогический информационный проект "Хочу всё знать", цель которого создание образовательной среды и условий для формирования мастерства и компьютерной грамотности педагогических работников. Работа по реализации проекта начата в 2008 году.

Однако в ходе реализации проекта столкнулись с проблемой - педагоги испытывают затруднения в использовании компьютерных программ в педагогическом процессе вследствие того, что имеют разный уровень компьютерной грамотности.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

- потребностью педагогов в быстром получении научно - методической информации и инертностью её переработки и передачи;

- желанием педагогов и их неумением применить эти технологии;

- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования компьютерных технологий;

- возрастающими требованиями к уровню профессиональной компетентности педагога и неготовностью его к созданию информационно - образовательного пространства.

Данные противоречия позволили определить задачи проекта:

1.Развитие персональных компетенций педагога в области компьютерных технологий.

2. Создание эффективных условий для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство детского сада.

3. Формирование информационной культуры у дошкольников в совместной деятельности.

Создание модели информационно-образовательного пространства детского сада

Данный проект разработан и структурирован таким образом, чтобы процесс формирования персональных компетенций педагогов в области компьютерных технологий был включён в создание модели информационно-образовательного пространства детского сада. Долгосрочность проекта позволяет постепенно и качественно формировать информационно - коммуникационную культуру педагогов. Данный проект охватывает все составляющие работы детского сада: взаимодействие с родителями, педагогами и детьми. Реализуется в двух уровнях: внутреннем и внешнем.

Внутренний уровень решает вопросы развития у педагогов информационно - коммуникационной культуры, пополнения педагогических знаний родителей, познавательного развития детей, обновления развивающей среды детского сада.

Внешний уровень позволяет через Интернет - сайт создавать положительный имидж сада в среде родительской общественности города, распространять лучший опыт педагогической работы, системы родительского воспитания.

Проект предусматривает 3 последовательных этапа:

I этап. Подготовительный или прогностический, включает:

  1. Изучение нормативно-правовой документации по данному направлению.
  2. Анкетирование педагогов с целью изучения готовности к обучению, определение уровня владения персональным компьютером.
  3. Инвентаризация методических, кадровых, материально-технических ресурсов.
  4. Приобретение технических средств, необходимых для реализации проекта.
  5. Изучение специальной литературы по освоению компьютерных программ.
  6. Информирование участников педагогического процесса о задачах предстоящей работы по развитию персональных компетенций в области компьютерных технологий.

II этап. Основной, включает:

  1. Организация курсовой подготовки для педагогов по овладению компьютерными программами Microsoft Word, Power Point, Adobe Photoshop и другие.
  2. Обучение педагогов пользованию информационно - компьютерной
  3. сетью Internet через флеш - модемы.
  4. Внедрение информационно - коммуникационных технологий в педагогический процесс.
  5. Создание медиатеки в детском саду: методическом кабинете, возрастной группе, кабинетах специалистов.
  6. Разработка, создание электронного продукта (газеты детского сада, практических пособий, буклетов для родителей и педагогов и др.).

III этап. Заключительный, включает: подведение итогов, мониторинга, информационно - аналитическая справка.

Внутренний уровень создание модели информационно-образовательного пространства детского сада, способствующего развитию персональных компетенций педагогов в области компьютерных технологий.

Проведенное на I этапе анкетирование педагогов (приложение №1) с целью определения уровня владения педагогами персональным компьютером, выявления мотивации на овладение современными компьютерными программами показало, что компьютером владеет 82% педагогов, при этом педагоги оценивают свой уровень владения компьютером ниже среднего и проявляют желание овладеть новыми компьютерными программами, которые, на их взгляд, будут положительно влиять на результативность педагогической деятельности.

II этап работы воплощения проекта начался с организации курсовой подготовки педагогов по вопросам использования информационных технологий в педагогическом процессе и формирования ключевых информационных компетенций педагогов. Был составлен план обучения работе в компьютерных программах.

В целях освоения педагогами компьютерных программ были организованы обучающие занятия, на которых педагоги объединены в группы по 2 человека за одним компьютером, таким образом, чтобы были педагоги с высоким и низким уровнем владения компьютерных программ. Это удобно в обучении, в любую минуту педагоги приходят на помощь друг другу и обсуждают трудную ситуацию. Занятия с педагогами проводятся 2 раза в неделю.

В дальнейшем, сотрудники, которые прошли курс обучения, готовы исполнять роль тьютеров, т.е. обучать других педагогов. Так выстроилась пирамида внутреннего обучения.

Приобретённые педагогами знания, умения и навыки применяются в разработке и создании электронного продукта: коллажи, презентация группы, пригласительные для родителей, поздравления для детей, информация для родителей и т.д. Этот же электронный продукт демонстрируется, презентуется педагогами на методических объединениях, родительских собраниях, различных конкурсах, Педагогических советах, родительских университетах.

Педагоги используют компьютер в качестве незаменимого помощника при оформлении различного рода работ по обобщению опыта работы, при подготовке к аттестации, при проведении родительских собраний. Мультимедийное сопровождение доклада способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное.

Презентации в Power point - современный интерактивный способ представления и хранения информации. Программа доступна для освоения и дальнейшей работы с ней. (приложение №2) Она даёт возможность постоянно дополнять и обновлять информацию, экономит пространство при архивации и хранении практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях.

Презентация, созданная в Приложении в Microsoft office Power point для проведения детских утренников и досугов, выполняет функции демонстрационного материала. Она заменяет множество картинок, плакатов и аудиозаписей. Так, на утреннике, посвящённом Дню защиты детей, один из сказочных персонажей может загадывать детям загадки. Отгадки проецировать на экране, позволять участникам оценивать правильность своего ответа. Мультимедийные презентации также позволят создавать, визуализировать и сохранять экспозиции из детских рисунков и поделок. Продуктивная деятельность - один из основных видов деятельности дошкольников. К сожалению, у детского сада нет возможности сохранять все детские работы. Но выход найден: ведь нет ничего проще, чем сфотографировать понравившиеся детские работы и составить из них электронную выставку.

Информационные технологии помогают расширить и разнообразить работу с родителями. Педагогами созданы:

  • пособие "Детский сад со всех сторон", который знакомит родителей с жизнью воспитанников в детском саду;
  • практическое пособие: родительский университет "Детский сад со всех сторон", в котором содержатся материалы, предназначенные для родителей с целью педагогического просвещения. С этим пособием родители знакомятся в приёмной комнате своей группы;
  • информационно-просветительский вестник для родителей (выпускается 1 раз в квартал) знакомит с новостями, событиями, которые проходят в саду.
  • издание книги "Сказка в гостях у "Золотой рыбки", в которой размещены сказки, сочинённые детьми и совместно с родителями. Дизайн книги создан творческой группой педагогов детского сада в программе Adobe Photoshop. Это одна из наших первых попыток работы в этой программе;
  • создано практическое пособие "Шпаргалка для воспитателя" в помощь педагогам для работы с детьми;
  • сборник "Ранний возраст - особый период детства" рассказывает о том, как подготовить ребёнка к детскому саду и решить проблемы адаптационного периода и т.д. Этот сборник также изготовлен в ходе реализации 1 этапа проекта;
  • пособие для родителей - домашние задания для детей "Английский с удовольствием" создано педагогом, в котором находятся 2 диска для закрепления произношения слов на английском языке с музыкальным сопровождением, с помощью которых в музыкально-игровой форме родители могут приобщить ребёнка к миру английского языка;
  • пособие для детей "Театрализованные игры", в приложении диск с музыкальным сопровождением для организации театрализованных игр в домашних условиях. Создано музыкальным руководителем в программе Adobe Photoshop;
  • буклеты - презентации опыта работы дошкольных групп.

Результатом работы является создание педагогами познавательных фильмов, заданий для детей, кроссвордов и викторин, а также презентации, с использованием мультимедийного сопровождения. Ещё одним важным фактором результативности является создание деятельности медиатеки. Совершенствование информационного обслуживания педагогов на основе комплексного использования отделов медиатеки (библиотеки, фонотеки, видеотеки) позволяет поднять самообразование на новый уровень. Педагогические работники, самостоятельно работая в медиатеке, получают возможность использовать разнообразные средства информации как для творческой подготовки к занятиям, так и для совместной деятельности с детьми.

Медиатека постоянно пополняется видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, а также трансляцию, обобщение, обмен опытом работы и т.д.

Формирование персональных компетенций - не самоцель, а одно из необходимых условий реализации информационной деятельности детского сада. Владея этими умениями, навыками и знаниями педагоги детского сада создали базу данных, а именно:

- "Педагогический портфель" содержит информацию о педагоге, которую воспитатели и специалисты заполняют самостоятельно и используют в своей работе:

  • сведения по теме самообразования,
  • сведения о курсах повышения квалификации,
  • педагогический стаж,
  • сведения об аттестации,
  • самоанализ работы педагога,
  • карта профессионального роста.

В этой же электронной папке находится информация, которая называется "В помощь воспитателям". Педагог может получить консультацию, рекомендации, советы от специалистов в любое удобное время. Папка "Скорая психологическая помощь" включает в себя консультативную помощь для педагогов.

В электронной папке "Для родителей" находится информация специалистов для мам и пап воспитанников, которая поможет им в решении проблем в интересующих их вопросов.

В электронной папке "Английский с удовольствием" находятся игры, упражнения, которые помогут педагогам, родителям обучаться английскому языку совместно с детьми.

Электронная папка "Педагогический помощник" содержит базу данных для занятий с детьми (в помощь педагогу в подготовке к занятиям).

В настоящее время формирование базы и координация взаимодействий осуществляется в активном режиме сбора и систематизации информации всеми возможными коммуникационными способами для последующего перехода к справочно-информационной системе.

В электронной библиотеке находится видео, аудио, фото, мультимедийные программы, материалы.

На данном этапе идет формирование базы данных, содержащей максимально полную информацию, необходимую педагогическим работникам и родителям воспитанников.

На каждого ребёнка воспитатели собирают материал: "Портфель дошкольника": сканируют рисунки и аппликации, делают фотографии ребёнка и его творческих работ, собирают рассказы родителей о достижениях малыша. Сами родители имеют возможность пополнять "портфель" своего ребёнка фотографиями и видеоматериалами.

Дозированная совместная деятельность педагога с детьми по использованию развивающих компьютерных игр рассматриваются нами как средство развития ведущих сфер личности ребенка по следующим направлениям: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, речевой, художественно-эстетической, познавательной. (приложение №3) Общеизвестно, что совместная деятельность педагога с детьми с использование игр или игровых ситуаций являются эффективным средством воспитания и развития дошкольников. Главное - создать условия для возникновения интереса к игре. (приложение 4)

Внешний уровень создание модели информационнообразовательного пространства детского сада, способствующего развитию персональных компетенций педагогов в области компьютерных технологий.

Создание модели информационно - образовательного пространства (внешний уровень), включает в себя создание и регистрацию сайта детского сада в сети Интернет, который находится на стадии разработки.

Использование современных технологий, в частности Internet - сайта детского сада, позволит повысить уровень информационного обмена между педагогами и родителями.

Современные родители воспитанников детского сада часто пользуются и создают всевозможные сайты, касающиеся вопросов воспитания ребёнка, оставляют там свои отзывы о работе детского сада, что позволяет более критично взглянуть на систему взаимодействия с родителями в нашем детском саду.

В процессе создания модели информационно-образовательного пространства одним из показателей эффективности работы над проектом стали результаты мониторингового обследования педагогов и специалистов (приложение №5). А именно, педагоги:

  • владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
  • владеют программой Adobe Photoshop, полученные умения, знания и навыки используют в оформлении развивающей среды группы, в изготовлении коллажей, поздравительных открыток, пригласительных, объявлений ит.д.;
  • пополняют медиатеку;
  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику, развивающую среду группы) c помощью программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop, Paint;
  • умеют применять электронные развивающие игры в воспитательном пространстве группы в работе с детьми; разрабатывают занятия для воспитанников по разным направлениям с использованием информационных технологий;
  • активно используют информационные технологии в педагогическом процессе;
  • владеют навыками поиска информации в сети Internet.

Результатом работы реализации проекта является демонстрация опыта педагогов в профессиональных конкурсах, различных мероприятиях, а также достижения воспитанников, родителей в конкурсах разного уровня. Опыт педагогов транслируется в педагогической периодической печати - российских, городских газетах и журналах.

А также результатом работы проекта является создание модели информационно-образовательного пространства детского сада. Таким образом, информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни детского сада. Умелое использование информационных технологий в образовании даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить педагогический процесс в детском саду и повысить его эффективность.

Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Не стоит опасаться предстоящих изменений, важно помнить, что компьютер придуман для людей, а не наоборот. В этом - залог его дружественности, полезности и безусловной эффективности. Чудеса творят не компьютеры, а педагоги!