Урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема: "Буквы М, м. Звуки М и М'"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели и задачи:

  • познакомить с новыми звуками [ м] и [м] ;
  • проводить правильную артикуляцию этих звуков;
  • учить слышать новые звуки в словах, указывать их местонахождение;
  • учить давать характеристику новым звукам;
  • запомнить графическое изображение буквы М и м и читать с ними слова и предложения;
  • закреплять умение употреблять заглавную букву при написании собственных.

Ход урока

1. Организационный урок.

В школе прозвенел звонок
Это начался урок.

2. Актуализация знаний.

- Какой сейчас у нас начался урок?

- Что мы делаем на уроках чтения?

- А для чего это мы делаем?

- А что мы сейчас делали? (говорили, рассуждали)

- Что звучало? (речь)

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

(из предложений)

- Что вы знаете о предложении?

- Составьте предложение о животном.

- Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении?

Задание: запишите схему этого предложения на доске (один ребенок) на наборном полотне (другой ребенок)

 (В это время учитель работает с классом по составлению других предложений)

Проверка: в парах.

Я предлагаю вам стать волшебниками. Закройте глазки. Считаем раз, два, три. Все волшебники.

Задание: превратите это предложение в вопросительное, восклицательное.

- Из чего состоит предложение? (из слов)

- Как делятся слова? (на слоги)

- Что такое звуки?

Звуки мы слышим и произносим.

- А что такое буквы?

Буквы мы видим и пишем.

- На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)

- Как произносятся гласные?

Гласные тянутся в песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

- А согласные?

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

- Прочитайте.

У O Ы И Э А

- громко;

- тихо;

- испуганно;

- как будто мы замерзли;

3. Работа над темой урока.

Отгадайте загадку:

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной:. (медведь)

- Опишите, какой медведь.

- Давайте произнесем это слово и назовем первый звук.

Характеристика звука. (Работа в парах)

Знакомство с буквой.

Конструирование буквы.

- На что похожа буква М?

     

Взялись за руки друзья
И сказали: ты да я -
Это мы.
А между тем.
Получилась буква М.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М (эм) похожи стали.
                        (В. Степанов)

Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М (эм).
                                (А. Шибаев)

Вот качели - буква М!
Здесь качаться можно всем.
                        (Е. Тарлапан)

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М!
            (Г. Ванюхина)

Игра "Назови слово".

  • Му :
  • Мо :
  • Ма :
  • Мы :
  • Ми :
  • Ме

4. Работа с учебником

1. Чтение слов в столбиках.

- Какие слова из прочитанных называют самыми дорогими?

- Почему вы так думаете?

МИр

а) Когда нет войны, дружеские отношения, когда не сорятся.

МИР -

б) Мир - вся земля. Столица - главный город страны.

- Назовите столицу нашей Родины?

2. Чтение текста о Гноме.

5. Закрепление изученного материала.

Игра "Услышь звуки" (если есть звук [М], [М'] - хлопок в ладоши).

Москва, тир, столица, дом, кремль, один.

- Муравей, медведь, метро, самовар.

Игра "Твердый - мягкий"

Задание:

Доскажите словечко и покажите, какой звук в этом слове твердый или мягкий.

а) Наша Таня громко плачет
    Уронила в речку: (мячик)

б) Руки мыть пошла Людмила,
    Ей понадобилось: (мыло).

в) Без работы хоть убей
    Жить не может: (муравей)

г) На полу скребется: (мышка)
    Спит в берлоге бурый : ( мишка)

д) Мальчик мал и очень мил он водичкой руки: (мыл)

6. Итог урока.

Вот и заканчивается наш урок.

Давайте подведем итог.

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?