Тема урока: "Синтаксис и культура речи". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели урока:

  • определение уровня знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения;
  • закрепление и систематизация знаний;
  • коррекция знаний, умений и навыков путем постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного их охвата;
  • опора на задания ЕГЭ, связанные с синтаксисом и культурой речи.

Тип урока: урок повторения, систематизации, обобщения и коррекции знаний учащихся.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, обобщить материал как систему знаний;
  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего, создать условия для применения знаний на практике;
  • развивающие: развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки при работе в парах и группах

Использование на уроке образовательных технологий:

  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технология развивающего обучения;
  • проблемное обучение.

Оборудование урока:

  • flash - карта, CD -диск с записью презентации,
  • система мультимедиа,
  • пособие по русскому языку в таблицах (опорные карты) под редакцией Е.Г. Чендулаевой,
  • карточки-задания для групп.

Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя. Беседа.

Сообщаю цели и задачи урока.

Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности. Давайте вспомним, что изучает синтаксис.

Синтаксис - это раздел грамматики, изучающий строй связной речи, способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также типы синтаксических единиц, условия их функционирования и употребления.

Основные единицы синтаксиса:

  • словосочетания
  • предложение (простое и сложное)
  • текст

Напоминаю учащимся, что достаточно большая ошибочность во время выполнения тестов приходится на задания, связанные со знанием грамматических норм русского языка. Конкретизирую, что грамматические нормы - это языковые и речевые нормы.

Синтаксические нормы регулируют:

  • порядок слов в предложении;
  • согласование подлежащего и сказуемого;
  • определения с определяемым словом;
  • некоторые случаи управления;
  • построение простых предложений;
  • связь частей сложного предложения.

Закрепление материала. Систематизация знаний.

Таким образом, мы определили основные блоки, которые будут сегодня в центре нашего внимания. Рассмотрим важнейшие из них:

  • типы связи в словосочетании;
  • односоставное предложение;
  • типы придаточных предложений;
  • синтаксические нормы.

До начала урока класс разделила на 4 группы.

Работа по карточкам - заданиям в группах<слайд 1-4>

Время на совещание и подготовку ответов 8 -10 мин.

Группы отвечают по очереди.

Подытоживаю общей оценкой работу каждой группы.

Ответы.

1 гр. 1) в 2) б
2 гр. 1) г 2)
3 гр. 1) г 2) а - о/л, б -б/л, в -б/л, г -о/л
4 гр. 1)а 2) б, в

Для обобщения и систематизации знаний учащихся о типах придаточного предложения, их стилистических особенностях (союзов, союзных и указательных словах) использую пособие по русскому языку в таблицах под редакцией Е.Г. Чендулаевой

а) Фронтальная беседа (вопросы на экране < слайд 5>)

б) Закрепление материала <слайд 6>

Выполнение тестового задания и его оценивание.

Ответы: 2, 2, 2, 4, 3, 3, 3.

3. Обращаю внимание учащихся на задание ЕГЭ по основным синтаксическим нормам. Незнание этого материала создает определенную трудность при выполнении.

а) Практическое задание

(анализ учащимися грамматических ошибок <слайд 7>)

Ответ: 1,2,4,7,8

б) Самостоятельная работа <слайд 8>

Ответ: 1,2,4

Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя. Выставление оценок.

Задание на дом: выполнение задания (тип В) варианта 8 (ФИПИ, 2010год)

Приложение.