Бензол: строение, свойства, применение

Разделы: Химия


Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Главная образовательная задача: изучить состав, строение, свойства аренов на примере бензола и его соединений.

Сопутствующие задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать знания учащихся об ароматических углеводородах, их получении, свойствах и применении.
  2. Научить учащихся работать в виртуальной лаборатории с проведением в реализованной на экране монитора лаборатории со всем оборудованием и химической посудой, а также химическими реагентами.
  3. Продолжить обучение учащихся работе с компьютерными тестами.
  4. Продолжить формирование умений работать с учебником, тетрадью.

Развивающие:

  1. Совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения.
  2. Продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при выполнении химического эксперимента.
  3. Развивать наблюдательность, память (при работе с ЭОР).
  4. Развивать умение сравнивать (сравнение свойств гомологов бензола).
  5. Развивать информационную культуру, а также продолжить развивать навыки работы с современными средствами информатизации (при выполнении виртуальной лабораторной работы по теме: "Ароматические углеводороды", при выполнении компьютерных тестов).
  6. Научить учащихся обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства ответственности.
  2. Расширить представление учащихся о влиянии аренов на окружающую среду и здоровье человека.

Характеристика этапов урока

Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся

Организационный этап – 2 минуты.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Продолжение работы с курсом органической химии.   Приветствует учащихся. Приветствуют учителя.

Этап проверки домашнего задания – 5 минут.

Проверить навыки решения задач на вывод формул органических веществ. Задачи на вывод формул органических веществ. Карточки на 8 вариантов. Организует работу, контролирует ход ее выполнения. Самостоятельно работают с карточкой, оформляя решение задачи в тетради, сообщают результат учителю.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 4 минуты.

Выяснить понимание основных вопросов темы, связанных со строением вещества, пробудить интерес к ее восприятию. Вывод структурной формулы вещества (С6Н6). Решение проблемной ситуации: либо теория строения органических веществ ошибочна, и валентность углерода не равна IV, либо существуют химические связи, не являющиеся одинарными, двойными и тройными. Сообщает о том, что в результате решения задач было получено одно и тоже вещество, формула которого С6Н6.
Дает задание составить структурную формулу вещества.

Предлагает решить эту проблему вместе.
Сообщает тему и цели урока.

Предпринимают попытки составить структурную формулу вещества, предлагают разные варианты, но имеющихся знаний не хватает.

Записывают тему урока в тетрадь.

Этап усвоения новых знаний – 26 минут.

Развитие умений прогнозирования химических и физических свойств вещества от его строения.

Работа на компьютере не больше установленного времени.

Инструктаж по ТБ!!!

Решение проблемной ситуации по строению молекулы бензола – 5 минут. Работа с ЭОР.
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text= %C1%E5%ED%E7%EE%EB&tg=&context=current& interface=teacher&subject%5B%5D=31&class%5B%5D=53
Комментирует. Делают записи в тетради.
Способы получения бензола – 3 минуты. http://files.school-collection.edu.ru/ dlrstore/d5aa099c-1e79-4d8e-96a2-7964bb8a250f/025.pdf Побуждает к высказыванию своего мнения. Читают документ, сжимают до 3-х предложений, делают запись в тетради и записывают уравнения реакции.
Физические свойства бензола – 5 минут. Работа с таблицей учебника. Побуждает к высказыванию своего мнения. Обобщают и делают выводы, оформляют запись в тетрадь.
Изучение химических свойств бензола через выполнение лабораторных опытов в виртуальной лаборатории – 13 минут. Лабораторная работа.
ЭОР Химия 8-11 кл. Виртуальная лаборатория
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E5%ED%E7%EE
EB&tg=&context=current&interface=teacher&subject%5B%5D=31 &class%5B%5D=53
Дает инструктаж перед выполнением работы.
Побуждает к оформлению вывода по работе.
Выполняют лабораторные опыты, делают записи в тетради.
Делают вывод о химических свойствах бензола, записывают его в тетрадь.

Этап закрепления новых знаний – 5 минут.
Физкультурная минутка для глаз.

Освоение способа проверки. Выполнение тренировочного теста по теме. Самостоятельная работа, рефлексия, контроль.
ЭОР Химия 8-11 кл. Виртуальная лаборатория.
http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text =%C1%E5%ED%E7%EE%EB&tg=&context=current& interface=teacher&subject%5B%5D=31&class%5B%5D=53
Проводит инструктаж для обучающихся.
Организует беседу по уточнению и конкретизации заданий.
Контролирует выполнение работы.
Отвечают на вопросы теста.

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 3 минуты.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
Домашнее задание.
Подведение итога.
Самооценка работ учащихся.
Объяснительно-иллюстративный.

Выставление самоценок за работу на уроке.

Домашнее задание: дополнить опорный конспект по теме, оформить лабораторную работу, подготовить ее для проверки учителем

Отмечает активность учащихся на уроке.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.
Дает комментарий к домашнему заданию.
Рефлексия.

Задают вопросы по домашней работе.