"Лен – культурное растение". 3–4-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом.

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с видами льна, его использованием в хозяйстве.
  2. Учить использовать знаково-символические средства пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов.
  3. Учить логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей.
  4. Формировать уважительное отношение к родному краю.

Оборудование:

  1. Схема «Виды льна» (Рисунок 1)
  2. Схемы-рисунки (Рисунки 2-12)
  3. Схема «Использование льняного масла» (Рисунок 13),
  4. Схема «Изделия из льняной ткани» с пропусками. (Рисунок 14)
  5. Изображение Смоляночки (Рисунок 15)
  6. Учебник Болотовой С.А. Азбука Смоленского края: Учебн. пособие по краеведению. -Часть 1. - Смоленск, 2009.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Мы сегодня на уроке краеведения. Вас приветствует Смоляночка


(Рисунок 15).

Она приготовила нам загадку:

Топили, сушили,
Колотили, рвали,
Крутили, ткали,
На стол клали.

-Это лен. (Показ льна)

II. Сообщение темы, постановка целей.

- Какая же тема урока у нас сегодня? (Сегодня мы поговорим о льне.)

- Чему мы должны будем научиться, узнать? (Выясним, какой бывает лен, какое значение он имел раньше и имеет сейчас в жизни людей.)

III. Объяснение нового материала.

1. Рассказ учителя.

- Климат и почвы нашего Смоленского края благотворны для выращивания льна. С древних времен лен и кормил, и одевал, и лечил наших предков. На протяжении многих лет лен был главным богатством и славой Смоленщины. Известно более 200 видов льна. В России выращивают, в основном, два вида. Именно с ними мы сейчас и познакомимся.

2. Чтение и составление схемы «Виды льна». (1 абзац стр. 72, 2 абзац стр. 73).(Чтение текста вслух, коллективное составление схемы по вопросам: название льна, что используют, что изготавливают. Запись схемы на доске, в тетради.)


(Рисунок 1)

-Расскажите по схеме о видах льна.

-Почему лен - долгунец используют для изготовления ткани? (демонстрация льна-долгунца, льняной ткани)

-Почему лен- кудряш используют для изготовления масла? (демонстрация льна-кудряша, льняного масла)

3. Знакомство с процессом обработки льна.

-На Смоленщине возделывают различные сорта льна-долгунца

-Вернемся к загадке Смоляночки. Знаете ли вы, почему народ придумал такую загадку? Мы объясним слова-действия из загадки с помощью схем-рисунков. (Выставляются рисунки и даются краткие комментарии к ним: Рисунок 2. Весною лен сеют.Рисунок 3. Осенью его выдергивают с корнем и вяжут в снопы.Рисунок 4.Ставят в бабки. Рисунок 5. Молотят цепами для выбивания семян. Рисунок 6. Молотят праником. Рисунок 7. На две недели в речке «топят». Рисунок 8. Мнут. Рисунок 9. Чешут железным гребнем - все это для того, чтобы лен стал мягким. Рисунок 10. Зимой женщины собирались в одну комнату и пряли. Рисунок 11. Ткут серый холст. Рисунок 12. Зимой холсты отбеливали на снегу. Летом - на траве, под солнцем.)

-Объясните теперь слова загадки. (Текст загадки у каждого ребенка на парте)

Физкульминутка. Давайте покажем действия из загадки о льне.

-Тяжелая ли была работа со льном?

-Как вы думаете, сегодня что-нибудь изменилось при выращивании и обработке льна?

4. Самостоятельное чтение учебника и дополнение схемы (3 абзац на стр.72, стр. 73-74)

Обучающимся выдаются схемы «Использование льняного масла»


(Рисунок 13),

«Изделия из льняной ткани» с пропусками.


(Рисунок 14)

-Прочтите материал учебника и дополните схемы.(Возможна работа в группах, по вариантам).

- Что делают из льняной ткани?

-Что же делают из льняного масла?

-Чем эти продукты ценны?

IV. Закрепление.

-Русский народ придумал пословицу: «Кто посеет лен, тот пожнет золото». Объясните значение пословицы.

-Посмотрите на одежду Смоляночки. Как вы думаете, из какого материала она? (Изо льна).

-На следующий урок мы пойдем в школьный музей, чтобы посмотреть на орудия труда для выращивания льна, изделия изо льна.

V. Подведение итогов урока.

-Что нового узнали сегодня на уроке?

VI. Домашнее задание.

Задание по выбору:

  1. Рассказ по записям в тетради.
  2. Представь себя художником. Сделай рисунки по теме занятия.