Классный час "Семья или семь Я"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: расширение у детей представлений о семье, обязанностях каждого ее члена, о семейных традициях, формировать понятие “счастливая семья”

Задачи:

  • способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, прародителям;
  • помочь детям осознать, что семья - это люди, связанные чувством любви, уважения и ответственности друг за друга;
  • воспитывать гордость и уважительное отношение к людям различных поколений.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ – камера, семейные фотографии детей, магниты по количеству детей, “семейные древа” на каждого из ребят.

Ход занятия

1.Организационный момент. “Сказка ложь, да в ней намек...”

- Сегодня, мы с вами поговорим на очень интересную и важную тему. На какую? Вы сами сможете назвать тему классного часа чуть позже. А сейчас я предлагаю вам послушать одну историю и помочь мне продолжить и закончить ее.

В одном сказочном лесу жила-была Баба –Яга, Костяная Нога. (На интерактивной доске появляется таблица, с пустыми столбцами). Она только и делала, что летала на своей метле да устраивала обитателям леса всякие пакости. Других развлечений у нее не было.

Характер, внешний вид
(какая?)
Почему? Как можно помочь изменить?
Злая Плохое воспитание

Некому было воспитывать

Не было друзей

Жила одна

Не училась в школе

Жила одна

Не было семьи

Сходить в салон красоты

Навести порядок в доме

Найти друзей (подружиться с кем-нибудь)

Переехать в город

Найти родственников

Отправиться путешествовать по миру

Записаться в школу или нанять гувернантку

Усыновить ребенка

Создать семью

Вредная
Мстительная
Кровожадная
Невоспитанная
Неряшливая
Некрасивая

- Помогите заполнить второй столбец таблицы. Что нужно записать в нем? (ответы детей). Дети, назвавшие слово, выходят к доске и заполняют первый столбец. Аналогичная работа проводится с заполнением третьего и четвертого столбца.

- Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли выделить основную причину, по которой Баба –Яга была такой злой и вредной? (У нее не было семьи). Какой счастливый конец сказки можно придумать? (Баба-Яга поняла, что ей не хватает семьи. И однажды она встретила добра молодца, которой смог увидеть в ней хорошие качества. Он помог ей измениться. И в один из дней Баба-Яга превратилась в молодую красивую девушку. Молодец предложил ей руку и сердце. Жили они долго и счастливо.)

2. Целеполагание. Работа по теме классного часа

- Это сказка. А в обычной жизни такое бывает? (ответы детей).Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?(ответы детей). Давайте попробуем выяснить, что же такое семья? (высказывания детей).

- Совершенно верно. Семья – это люди, с которыми мы живем, мы заботимся друг о друге, помогаем друг другу.

- А сейчас послушайте стихотворения о семье, которые подготовили Дима, Лера, Юля, Полина.

Дима

Папа жалуется:
– Что-то
Утомляюсь от работы...
Мама тоже:
– Устаю,
На ногах едва стою...
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!

Лера

Про любовь

Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!

Юля

Воскресенье

Воскресенье — вот везенье!
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьей
Чай с блинами долго пьем.
А в окошко льется песня,
Я и сам запеть готов,
Хорошо, когда мы вместе,
Даже если нет блинов.

Полина

Дома

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное-
Домой так и тянет меня.

- Вы принесли на наш классный час свои семейные фотографии. Прошу вас поместить их на нашей доске. (дети прикрепляют фотографии на классную доску с помощью магнитиков). Расскажите немного о своей семье. Познакомьте нас с ней. (Выслушиваются несколько мини-рассказов о семье.Ребята, рассказывающие о своей семье, помещают фотографию семьи под документ - камеру).

- По вашим рассказам я поняла, что родители для вас самые близкие люди. А сможете ли вы назвать слова, которые характеризуют ваших родителей? Предлагаю посоревноваться. Мальчики будут описывать папу, а девочки будут описывать маму. Кто же назовет больше слов?

На интерактивной доске появляются слова ПАПА и МАМА. Дети поочередно выходят и записывают слова, характеризующие папу и маму.

Папа: умный, добрый, заботливый, зарабатывает деньги, умеет чинить вещи, любящий...

Мама:красивая, добрая, заботливая, умная, готовить вкусности, стирает, гладит, убирает, любящая...

- Вы назвали очень много слов. Наверное, потому что вы любите своих родителей. Но ведь у ваших пап и мам тоже есть родители. Кем они вам приходятся? (бабушками и дедушками). Как ваши бабушки и дедушки относятся к вам? Чем они занимаются? (ответы детей: заботятся, рассказывают сказки, делятся опытом) А как вы помогаете своим близким: родителям, бабушкам и дедушкам, сёстрам и братьям? (ответы детей). Молодцы! Помогайте своим близким, не огорчайте, берегите их!

- А как вы думаете, давно ли существует семья? (предположения детей) Да, семья существует очень давно. И народ сложил много пословиц и поговорок о семье. Предлагаю вам вспомнить и назвать их (детям предлагается соединить части пословиц, которые помещены на интерактивной доске, стрелочками, прочитать их).

В своем доме
Дерево держится корнями,
Дом согревает не печь,
При солнышке тепло,
Семье, где помогают друг другу,
а любовь и согласие.
при матери добро.
беды не страшны
и стены помогают
а человек семьей.

3. Обобщение.

Мы сегодня говорили о семье, многое выяснили. Сможете ли вы теперь выбрать из всех слов, помещенных на нашей интерактивной доске, те, которые характеризуют счастливую семью? (работа на интерактивной доске)

  • ЛЮБОВЬ
  • ПОНИМАНИЕ
  • ВЗАИМОПОМОШЬ (ПОМОЩЬ)
  • УВАЖЕНИЕ
  • ДОБРОТА
  • ЗАБОТА
  • ДРУЖБА
  • ЭГОИЗМ
  • ДОВЕРИЕ
  • СОВМЕСТНЫЙ ОДЫХ
  • БОГАТСТВО

4. Творческая работа.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы...

- В каждой семье есть семейное древо, на котором можно увидеть родственные связи, как зовут ваших родителей, прародителей. Перед вами семейные деревья, но на них нет фотографий и надписей. Напишите, как зовут вас и членов вашей семьи. Нарисуйте их портреты.

5. Итог классного часа

- Наш урок подходит к завершению. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, почему семью так назвали – СЕМЬ Я? (предположения, ответы детей).

В старину считалось что семья - это пятеро детей, папа и мама - 7 Я. Сейчас в наших семьях гораздо меньше детей. Но, как и прежде, семья объединяет близких людей, которые любят и заботятся друг о друге. Я желаю, чтобы в ваших семьях царили любовь и взаимопонимание.

- Скоро вы вернетесь домой. Покажите своим родным семейные деревья. Попросите их о помощи: дополнить их.