Урок физики по теме "Работа и мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током"

Разделы: Физика


Цели:

  • дать учащимся понятие о работе и мощности электрического тока; объяснить почему происходит нагревание проводников при прохождении электрического тока;
  • развитие навыка обобщать и систематизировать знания учащихся по данным темам;
  • возбудить интерес учащегося к предмету и повысить его мотивацию к обучению.

Оборудование: Лабораторная плитка; сосуд с водой; часы; портреты ученых-физиков: Джоуль Джеймс Прескотт, Ленц Эмилий Христианович; таблица мощностей различных электрических устройств; мультимедийный проектор.

Ход урока

А. 1) Как вычислить работу и мощность электрического тока при прохождении через проводник? Какие единицы работы, мощности электрического тока применяются на практике?

Рассмотрим таблицу “ Работа и мощность электрического тока”. Данная таблица проецируется на экран. Таблица составлена с использованием системно-логического подхода к обучению(1).

Физика, 8 класс.
Электрические явления.
Тема: Работа и мощность электрического тока.

Работа электрического тока Мощность электрического тока
1. Работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа. 6. Мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока.

1) Формула P=U*I

2. Формула

A=UIt, где

U – напряжение,
I – сила тока,
t – время.

2. Единица мощности электрического тока

1 ватт = 1 вольт*1 ампер или 1Вт=1В*А

3. Единица работы электрического тока

1 джоуль=1 вольт*1 ампер*1 секунда или 1Дж=1В*А*с

3. Единицы мощности электрического тока, используемые в практике:

гектоватт (гВт)
киловатт (кВт)
мегаватт (МВт):
1 гВт= 100 Вт
1 кВт= 1000 Вт
1МВт=1000000Вт.

Е4. диницы работы электрического тока, применяемые на практике:

ватт*час (Вт*ч)
гектоватт*час (гВт*ч)
киловатт*час (кВт*ч):
1 Вт*ч= 3600 Дж
1гВт*ч= 100Вт*ч=360000Дж
1кВт*ч=1000Вт*ч=3600000Дж

10. Прибор для измерения мощности электрического тока – ваттметр.
5. Прибор для измерения работы электрического тока – счетчик.  

По этой таблице даю систематизацию знаний о физической величине. Таким образом, чтобы понимать сущность работы и мощности электрического тока учащемуся целесообразно иметь о них следующие элементы знания: определение, формула, единица величины в Международной системе единиц (в СИ), единицы работы и мощности, применяемые на практике, приборы для их измерения.

2) Рассмотрим таблицу мощностей различных электрических устройств(3). Данная таблица проецируется на экран.

Вопросы к таблице:

– Чем отличаются данные электрические устройства? (Мощностью).

– Где указаны мощности электрических устройств? (На паспортах электрических устройств; на самих устройствах).

– Единица мощности в СИ (Ватт).

Задание на дом: Рассмотрите, пожалуйста, один-два электроприбора, используемые в квартире. Найдите по паспорту приборов их мощность. Определите работу тока в них за 1 час.

Б) 1) Проделаем следующий опыт: Поставим сосуд с водой на лабораторную плитку, включим электрический ток. Через некоторое время вода нагреется. Вода нагрелась из-за того, что электрический ток нагревает проводник. Проецируем таблицу “Нагревание проводника электрическим током”.

Физика, 8 класс.
Электрические явления.
Тема: Нагревание проводника электрическим током.

Явление Научные факты Гипотеза Величина Законы Применение
Нагревание проводника при прохождении электрического тока Проводники с разным сопротивлением нагреваются неодинаково при прохождении электрического тока.

Проводники нагреваются тем больше, чем больше сила тока.

Проводники нагреваются тем больше, чем дольше время протекания тока.

Свободные электроны в металлах или ионы в растворах солей, кислот, щелочей, перемещаясь под действием электрического поля, взаимодействуют с ионами или атомами вещества проводника и передают им свою энергию. В результате работы электрического тока внутренняя энергия проводника увеличивается. Q – количество теплоты

|Q|=Дж

I-сила тока

|I|=А

R-сопротивление

|R|=Ом

t-время

|t|=с

Закон Джоуля-Ленца

Q=I2Rt

1. Лампа накаливания, электрические нагревательные приборы, предохранители.

2. Можно рассчитать

Q,I,R,t.

Таким образом, физическое явление (нагревание проводника электрическим током) изучили применяя системно-структурный подход к обучению (1).

Структура знаний о явлении состоит из научных фактов, гипотезы, величин, характеризующих явление, законов, применения.

2). Демонстрируем портреты ученых-физиков:

А) Джоуль Джеймс Прескотт (1818-1889). Обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока. Вычислил скорость движения молекул газа и установил зависимость от температуры.

Б) Ленц Эмилий Христианович (1804-1865) – один из основоположников электротехники. С его именем связано открытие закона, определяющего тепловые действия тока, и закона, определяющего направление индукционного тока.

В) Решение задач(2,3)

– В цепь с напряжением 127В включена электрическая лампа, сила тока в которой 0,6А. Найдите мощность тока в лампе.

– Электроплитка рассчитана на напряжение 220В и силу тока 3А. Определите мощность тока в плитке.

– Мощность электрического утюга равна 0,6 кВт. Вычислите работу тока в нем за 1,5 часа. Сколько теплоты при этом выделится?

– Рассчитайте стоимость израсходованной энергии при тарифе 1,71 рублей за 1кВт*ч при горении электрической лампы мощностью 100 Вт, если лампа горит по 8 часов в сутки в течение месяца (30 дней).

Задание на дом: Рассчитайте какую сумму ваша семья расходует за электричество в месяц.

Г) Итог урока.

Литература:

  1. Крутский А.Н., Косихина О.С. Психодидактика: Новые технологии в преподавании физики.
  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. М. Просвещение, 1994.
  3. Перышкин А.В. Физика-8, М., Дрофа, 2006.