Смысловая и интонационная законченность предложения. Повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения

Разделы: Логопедия


Цели.

Коррекционная:

  • дифференциация понятий слово-предложение;
  • учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, обладающей смысловой и интонационной законченностью;
  • развитие речеслуховой памяти.

Образовательная:

  • формировать умение анализировать интонацию предложения, соотносить с правилами обозначения предложения на письме.
  • закрепление умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

Воспитательная:

  • развивать интерес к учебной деятельности;
  • продолжать воспитывать у детей навыки доброжелательности, уважения друг к другу.
  • Материал: карточки-знаки «!», «?», «.», «,»; индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Здравствуйте ребята. Сядет тот, кто доскажет слово в предложение:

С неба падают белые (снежинки). (Приложение 1, Слайд 2)
Дети катаются на (санках).
Из снега слепили (снеговика).

– Назовите предложение в котором 3; 4; 5 слов.

2. Сообщение темы

На строке поставлен знак –
Обрати внимание,
Наш урок зовется так:
Знаки препинания.

Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения!
(А. Шибаев)

– Назовите знаки препинания которые можно поставить в конце предложения. (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак)

Эти знаки не простые, они помогают нам понять смысл предложения. (Слайд 3)

! – он всегда кричит, радуется, возмущается.
. – она всегда сокойная, требует понизить голос, сделать остановку.
? – он всем задаёт вопросы.

Запишите в тетради число и тему.

3. Загадки

– Прочитайте и отгадайте загадки. (Слайд 4-6)

Я маковой росинкой
Упала на травинку
Остановила вас
Окончила рассказ. (Точка)

На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу,
Разогнуться не могу. (Вопросительный знак)

На странице вверх тормашками торчу,
Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу! (Восклицательный знак)

4. Смысловая интонационная законченность предложения

– Прочитайте предложения. Какой знак препинания стоит в конце предложения? (Слайд 7)

Дует холодный ветер.

Если предложение спокойно сообщает о чём-то, а голос понижается, то в конце предложения ставится точка.

Ты решил пример?

Если в предложении содержится вопрос, а голос повышается, то в конце предложения ставится вопросительный знак.

Мы идём в парк!

Если в предложении передаются различные эмоциональные чувства радость, огорчение, обида, а голос повышается, то в конце предложения ставится восклицательный знак.

Нарисуйте схему предложений в тетради. Взаимопроверка.

5. Физкультминутка

Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всем нужна сноровка.
А куда медведь идет?
Ищет ягоды и мед.
Ну а нам пора садиться
И учиться, не лениться.

– Вспомните из физкультминутки вопросительное предложение ( А куда медведь идет?). Вспомните ответ на этот вопрос (Ищет ягоды и мёд). (Слайд 8)

6. Развитие просодической стороны речи

– Прочитайте по ролям.

– Что ж ты, ёж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
(Б. Заходер)

7. Слуховой вербальный анализ предложения

– Послушайте предложение, покажите на карточке знак который нужно поставить в конце предложения.

Мы будем играть?
Мы будем играть!
Мы будем играть.
Где растут грибы?
Грибы растут в лесу.
Вот это гриб!

8. Индивидуальная работа по карточкам разного уровня сложности

1) Прочитай, поставь знак препинания в конце каждого предложения. Спиши.

Ира и Миша пошли в лес
Ау Ау
Где Миша
Миша спрятался за деревом

2) Прочитай, подчеркни предложения в конце которого стоит вопросительный знак. Спиши эти предложения.

Кате подарили книгу. Ты умеешь плавать? У Саши новый мяч! Где мой карандаш?

9. Итог занятия

– Доскажите нужные слова.

– Если предложение содержит вопрос, то такое предложение называется…(вопросительным), в конце предложения поставим… (вопросительный знак).

– Если предложение сообщает, повествует, то такое предложение называется … (повествовательным), в конце предложения поставим…(точку).

– Если предложение произносится с сильным чувством, то такое предложение называется … (восклицательным), в конце предложения поставим … (восклицательный знак).

– Все сегодня работали хорошо. Молодцы!