Интегрированный урок (математика + чтение + письмо + окружающий мир + технологии) по теме "Путешествие в страну Геометрию. Части фигур". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи:

Математика: закрепить знания о геометрических фигурах и телах; сформировать представление о разбивке фигур на части, установить взаимосвязь между целой фигурой и её частями; формировать навыки счёта в пределах 9, сравнивать числа.

Обучение грамоте (чтение, письмо): закреплять навыки смыслового чтения; повторить алфавит, знания о звуках и буквах, о правилах написания парных согласных в конце слова, развивать монологическую речь, закрепить навыки каллиграфического письма.

Окружающий мир: расширять кругозор, закрепить знания о возможных состояниях воды (жидкое, парообразное, твёрдое); закрепить знания о «геометрии» снежинки.

Технология: создать условия для приобретения личного опыта как основы обучения и познания; приобретения первоначального опыта практическо преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями и умениями; дать возможность реализовывать мысленную трансформацию объектов, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами.

Метапредметные: помочь овладению способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществление; освоению способов решения проблем творческого и поискового характера; формированию умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности.

Тип урока: интегрированный (межпредметный) урок.

Оборудование: модели геометрических фигур на всех учеников, на группы, иллюстрации, таблицы на доске; раздаточный материал (разноцветные круги, квадраты).

Ход урока

I. Организационный момент.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро!
Солнцу и лицам.
– Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

II. Самоопределение к деятельности.

 – Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами отправимся в страну геометрических фигур. Скажите, а как называется эта страна? (Геометрия). Правильно!

Значит, в путь. Только на чём же мы туда отправимся? (ответы детей). Я придумала, сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны её отгадать, какой будет ответ, на том мы и отправимся.

Мой любимый тёплый воздух,
Со мной творишь ты чудеса:
И, как в прекрасной, дивной сказке,
Я поднимаюсь в небеса.
Моя чудесная гондола
Весьма уютна и светла,
И путешественникам юным
В ней хватит места как всегда.
В дороге нам поможет дружба.
И смелость тоже нам нужна.
Вы догадались, кто же я?
(воздушный шар).

Правильно, догадались, это воздушный шар, на нём мы и отправимся в наше путешествие (на доске открывается воздушный шар, к которому «грузиками» прикреплены разные геометрические фигуры и геометрические тела)

III. Актуализация опорных знаний.

1. Характеристика числа

Итак, запишем, что 19 декабря мы отправляемся в путешествие! (учитель записывает на доске число). Дайте характеристику числу 19. (Число 19 – это нечётное двузначное число. Для его записи используются цифры 1 и 9. 1 – однозначное нечётное число. Последующее для 1 – 2. 9 – нечётное однозначное число. Предыдущее для 9 – 8; последующее – 10. 9 можно разделить на 3 равные части по 3. 9 – это 1 и 8 , и т.д.)

2. Решение примеров

Для того, чтобы попасть на воздушный шар, необходимо получить билеты. Вот они (учитель раздаёт «билеты», на которых написаны примеры). Билеты непростые. Нужно сначала решить пример, а затем найти в таблице предмет, который находится под этим номером и взять этот предмет из корзины воздушного шара.

2 + 3 + 4 – 8 = 1
9 – 5 – 3 ­+ 1 = 2
6 + 3 – 5 – 1 = 3
5 + 4 – 6 + 1 = 4
4 + 3 – 6 + 4 = 5
8 – 5 + 4 – 1 = 6
6 – 4 + 6 – 1 = 7
4 + 2 – 3 + 5 = 8
7 – 5 + 6 + 1 = 9
8 – 4 + 1 + 5 = 10

3. Работа с геометрическим материалом.

а) Выбор геометрической фигуры

Дети, решив пример, берут из корзины воздушного шара фигуру (тело), соответственно номеру.

На доске таблица:

  1. КРУГ
  2. КВАДРАТ
  3. ШЕСТИУГОЛЬНИК
  4. ПРЯМОУГОЛЬНИК
  5. ТРЕУГОЛЬНИК
  6. КОНУС
  7. КУБ
  8. ПИРАМИДА
  9. ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
  10. ШАР

б) Характеристика геометрической фигуры (тела).

– Молодцы, друзья! Вы все справились с первым заданием! Теперь можно отправляться в путь! А чтобы нам было интересней путешествовать по стране Геометрии, давайте охарактеризуем те предметы, которые вы выбрали:

(1. Квадрат – это плоскостная геометрическая фигура, у неё 4 угла и 4 стороны. Все углы прямые, все стороны равны.
2. Конус – это геометрическое тело, он объёмный, в основании конуса – круг, есть 1 вершина
3.Треугольник – геометрическая фигура, у которой 3 угла и три стороны. Углы могут быть прямые, острые, тупые.
4. Куб – это геометрическое тело. У куба 6 боковых сторон, 8 вершин, 12 рёбер. Все рёбра равны.
И так далее…)

– А наш воздушный шарик? (Это шар. Геометрическое тело)

Физкультминутка

– Продолжается наше путешествие. В какое время года мы отправились изучать новые территории страны Знаний? (зимой). Да, то-то я смотрю, пролетаем над заснеженным лесом…

Весь засыпан снегом лес. (повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка. (машем руками,как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)

в) Развитие пространственного воображения (окружающий мир)

– Ребята, а как получается снег? (ответы детей)

Какую из предложенных фигур вы бы взяли для изготовления снежинки? Почему? (шестиугольник, круг; потому что у снежинки 6 осей)

г) Работа с терминами (обучение грамоте)

– Как высоко мы поднялись с вами. Вся страна Геометрия как на ладони. Прочитайте, пожалуйста, названия всех фигур.

(Дети читают хором)

– Что интересного вы заметили в написании данных слов? (В некоторых словах буквы выделены красным цветом)

– Как вы думаете, почему в словах КУБ и КРУГ последняя буква выделена красным цветом? (Потому что мы пишем звонкие буквы, а произносим глухие звуки (КУП, КРУК)

– Объясните, пожалуйста, как же проверить написание букв в конце этих слов? (Поставить их во множественное число)

– Есть ли ещё слова, где нужно проверить написание последней буквы? (КОНУС, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД)

– В каком из слов количество букв и звуков будет разным? Почему? (В слове ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД, потому что двойная «Л» будет обозначать 1 звук; в словах «ПРЯМОУГОЛЬНИК, ТРЕУГОЛЬНИК» мягкий знак звук не обозначает, а смягчает согласный)

– На что ещё вы обратили внимание? Как составлен список? (В алфавитном порядке)

д) Деление предметов на группы

– На какие группы можно разделить все эти фигуры? (плоскостные и объёмные; фигуры, в которых есть прямоугольник и нет, есть квадрат и нет и т.д.)

4. Сравнение выражений с объяснением без нахождения результата

Физкультминутка (Игра «Пересадки»)

– Можно ли эти предметы сравнивать? По каким признакам? (ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам немного поменяться местами, чтоб увидеть просторы Геометрии с разных мест. Тот, кто дал правильный ответ, пересаживается на свободное место.

  • 6 + 4 … 6 – 4
  • 8 – 3 … 8 – 5
  • 4 + 5 … 5 + 4
  • 3 + 6 … 2 + 6
  • 4 + 3 … 4 + 5
  • 9 – 4 … 6 – 4

III. Определение темы и задач урока.

 – Итак, продолжаем путешествие! И мы приблизились к самой важной территории страны! С нашими знаниями, мы обязательно всё сможем понять. Правда? Займите свои места. Пристегнитесь! Полетели дальше!

1. Создание проблемной ситуации

– Скажите, форму какой геометрической фигуры напоминает вам днище нашей корзины? (Квадрат)

– У каждого из вас есть квадрат на столе. Разделите, пожалуйста, его пополам. Разрежьте ножницами (напомнить правила работы с ножницами)

– На какие 2 равные фигуры вы разделили? (на 2 треугольника, или 2 прямоугольника)

– Разделите теперь на 4 равные части. Что получилось? (4 треугольника или 4 прямоугольника, 4 квадрата)

– Какой можно сделать вывод? (Фигуры можно делить на части. Эти части могут быть разными)

2. Определение темы урока

– Так какова же цель нашего путешествия? Какие нам нужно решить задачи? (Деление фигур на части. Части фигуры)

IV. Изучение нового (работа в парах).

1. Работа по учебнику №2 с. 26 (Заранее раздаются круги каждой паре – жёлтый и зелёный; круги одинакового диаметра))

а) – Разрежьте круги по вертикали и горизонтали на 4 части и сложите фигуру из учебника

б) – Сложите теперь фигуры по образцу в учебнике:

Пары, которые справились с заданием, берутся за руки и поднимают их вверх.

в) Выполняем следующее задание №3, с. 26.

– Какая это геометрическая фигура? (квадрат)

– Что в ней необычного? На какие части она разделена? (Разделена на две части: синего и жёлтого цвета; эти части неодинаковы; синяя меньше жёлтой).

– Какие фигуры являются частями целого?

– Как же получился квадрат – целое? (Чтобы получить целое нужно сложить его части а + б = к или б + а =к)

1 (фронтально) 2 (самостоятельно)
а+б=к д+м=к
б+а=к м+д=к
к-а=б к-м=д
к-б=а к-д=м

V. Закрепление пройденного.

– Пролетаем над океаном. Внимание! Будьте внимательны.

1. Состав числа 9.

с. 27 №8 Игра «Аквариум»

– Как вы думаете, почему так назвали игру? (фигуры похожи на рыбок)

– Каких рыбок вы увидели?

– Из чего состоят фигуры? (из треугольников)

– Какого цвета треугольники?

– Как выполнить задание?

2. Подготовка к письму.

с. 27 внизу закономерности, узор (дополнительно)

VI. Итог урока.

– Мы скоро закончим путешествие. А что вы расскажете своим друзьям и родителям о нём?

Начните со слов:

  • Я узнал(а) …
  • Я научился(лась) …
  • Я понял(а) …
  • Мне бы ещё хотелось …

VII. Рефлексия.

– А теперь, ребята, оцените свою работу, выбрав самостоятельно оценку (на доске записаны слова: молодец, умница, старайся, хорошо, вундеркинд) и запишите её прописными буквами в вашу карточку.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы отправлялись в него простыми первоклассниками, а вернулись умничками, молодцами, вундеркиндами. И нам в этом помогли ваше старание, любознательность, самостоятельность, дружелюбие, трудолюбие, умение читать, считать, писать.

Ведь мы знаем, что:
Чему первым делом
Научится кошка?
— (Хватать!)
Чему первым делом
Научится птица?
— (Летать!)
Чему первым делом
Научится школьник?
— (Читать! Считать! И писать!)

Спасибо вам за замечательное путешествие.