Устройство персонального компьютера

Разделы: Информатика


Познавательная:

  • познакомить учащихся
  • с устройством персонального компьютера (далее – ПК);
  • с минимальным комплектом устройств, составляющих ПК;
  • с различным периферийным оборудованием.

Развивающая:

  • Учить выделять главное, ставить и решать задачи, приводящие к решению конкретной проблемы.
  • Воспитательная:
  • Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.

Оборудование и материалы

План урока

№ п/п Название этапа урока Примерная продолжительность, мин
1 Организационный момент 2
2 Опрос по ДЗ 5
3 Объяснение нового материала 20
4 Опрос по теме 5
5 Закрепление нового материала 8
6 Постановка ДЗ 2
7 Подведение итогов урока 3

Ход урока

Оргмомент

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с новой темой: “Устройство персонального компьютера” или, как мы будем называть его в дальнейшем, ПК – персональный компьютер. Вы узнаете из чего состоит ПК, какие устройства обязательно должны быть в его составе, а какие необязательно.

Однако, прежде чем приступить к изучению новой темы, я проверю хорошо ли вы знаете те темы, которые мы уже изучали.

Опрос по ДЗ

Итак, я задаю вопросы, а вы поднимайте руку, если знаете ответ:

  1. С какой стороны должен падать свет, когда вы работаете за компьютером? (Слева)
  2. Сколько сантиметров составляет оптимальное расстояние от глаз пользователя до экрана монитора? (60 – 70 см)
  3. Сколько сантиметров должна составлять высота рабочего стола, при отсутствии регулировки? (72 – 73 см)
  4. В каких пределах должна регулироваться высота поверхности сиденья рабочего кресла пользователя? (в пределах 40 – 55 см)
  5. В каких пределах должен регулироваться наклон сиденья рабочего кресла пользователя? (до 5 назад и до 15 вперед)
  6. В каких пределах должен регулироваться наклон спинки рабочего кресла пользователя? ()
  7. В каких пределах должно регулироваться расстояние от спинки до переднего края сиденья рабочего кресла пользователя? (26 – 40 см)
  8. Какова минимальная длина и ширина подлокотников рабочего кресла пользователя (25 и 5 см соответственно)
  9. В каких пределах должно находиться расстояние от верхнего края подлокотников до поверхности сиденья рабочего кресла пользователя? (233 см)
  10. В каких пределах должно находиться расстояние между подлокотниками сиденья рабочего кресла пользователя? (35 – 50 см)
  11. Сколько времени учащийся 5 класса может непрерывно работать на ПК? (15 минут)
  12. Что необходимо делать после 15 минут непрерывной работы на ПК? (комплекс упражнений для глаз)
  13. Приведите примеры комплекса упражнений для глаз.

(1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.)

Объяснение нового материала

Теперь, когда мы с вами повторили изученную ранее тему, приступим к изучению новой.

Ребята, знаете ли вы из чего состоит ПК? Нет? Скажите, а является ли это проблемой? (нет) Скажите, а если вы будете покупать новый компьютер или его части, сможет ли каждый из вас толково объяснить продавцу чего вы хотите? (Нет). А является ли это проблемой? (Да). Хорошо. А если ваш компьютер перестанет работать, то должны ли вы уметь исключить некоторые причины неисправности? (Да). А сможет ли каждый из вас это сделать на сегодняшний день? (Нет). Почему? (Потому что не знаем, от каких устройств не зависит, работает компьютер или нет). У нас есть проблема: мы не знаем, как объяснить продавцу что нам нужно и не знаем отчего зависит исправная работа компьютера. Как вы думаете, надо ли устранить эту проблему? (Да).

Чтобы устранить проблему, нам нужно выделить задачи, которые нужно решить. Попробуйте выделить эти задачи. (Узнать из каких частей состоит ПК, и какие части обязательно нужны для работы компьютера)

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока “Устройство персонального компьютера”.

Посмотрите на персональный компьютер. (Демонстрируется реальный компьютерный терминал). Он состоит из (показываю): системного блока, монитора, клавиатуры, мыши и разных устройств, находящихся неподалеку. Это звуковые колонки, принтеры, сканеры, модемы и т.п.

Запишите в тетрадь фразу “Персональный компьютер состоит из”, поставьте двоеточие, а ниже под цифрой “1” с большой буквы запишите: “Системный блок”. (Пишу на доске, а потом показываю). Именно внутри системного блока находятся разные устройства для работы с информацией. Системный блок – важнейшая часть компьютера, без него компьютер – не компьютер.

На следующей строчке поставьте цифру “2” и с большой буквы запишите “Монитор”. (Пишу на доске, а потом показываю). Монитор тоже очень важная часть компьютера. Если бы его не было, то мы не смогли бы увидеть ту информацию, которая находится внутри системного блока. Не говоря уже о том, чтобы работать с ней. Монитор нужен для того, чтобы отображать информацию и действия с ней.

Теперь перейдите на следующую строчку, поставьте цифру “3” и с большой буквы запишите “Клавиатура”. (Пишу на доске, а потом показываю). Без клавиатуры невозможно ни ввести информацию в компьютер, ни отдать ему приказ о действии с этой информацией.

Все указанные три устройства являются необходимыми для работы компьютера. Если одного из них не будет, то компьютер работать не будет, поэтому в своих тетрадях справа, рядом с этими тремя строчками, проведите вертикальную черту и напишите “минимальный комплект устройств, образующих ПК”. (Пишу на доске, а потом показываю).

Теперь перейдите на четвертую строчку, поставьте цифру “4” и напишите “Манипулятор. (Пишу на доске, а потом показываю). Манипулятор (чаще всего это мышь, реже джойстик или тачбол) – это необязательное устройство. Манипулятор нужен для удобства работы с ПК (управление курсором, вызов меню и т.п.). Чаще всего мы привыкли работать с ним. Исключение составляют лишь те случаи, когда надо набрать текст. Лишь тогда мы прибегаем к помощи клавиатуры. Однако и с помощью клавиатуры можно управлять курсором, а вот только с помощью манипулятора текста мы не наберем. Придется использовать специальные программы. Поэтому манипулятор не такая важная часть ПК, как клавиатура. Можно работать на компьютере и без манипулятора. Попробуйте на досуге!

Теперь перейдите на последнюю строчку, поставьте цифру “5” и напишите “Периферийные устройства”. (Пишу на доске). Ребята, периферийные устройства – это те устройства, которые находятся на периферии, то есть удалении от компьютера. К ним относятся звуковые колонки, микрофоны, веб-камеры, принтеры, сканеры, проекторы, наушники, модемы и т. д. (Пишу на доске, а потом показываю). Без всех этих устройств компьютер будет работать, но будет неполноценен. Так, например, без звуковых колонок или наушников, мы не сможем послушать музыку, а без принтера распечатать набранный текст или картинку. Но все-таки эти устройства необязательны и не входят в минимальный комплект устройств, образующих ПК.

(Прохожу по рядам и наблюдаю за ведением записей в тетради, делаю замечания, если нужно и хвалю за аккуратность).

Опрос по теме

Теперь, ребята, когда вы все записали и послушали меня, я хочу немного поспрашивать вас. Я буду задавать вопросы по сегодняшней теме, а вы поднимайте руку, если знаете ответ.

  1. Из чего состоит персональный компьютер? (Из системного блока, монитора, клавиатуры, манипулятора и периферийных устройств).
  2. Какое устройство является самым важным в ПК? (Системный блок)
  3. Назовите минимальный комплект устройств, образующих ПК. (системный блок, монитор, клавиатура)
  4. Манипулятор – это мышь. Верно? (Нет, манипулятором является, например, джойстик или тачбол).
  5. Назовите несколько периферийных устройств (Звуковые колонки, принтер и т.п.)

Закрепление нового материала

Просмотр презентации “Устройство персонального компьютера”.

Постановка ДЗ:

Ребята, запишите в тетрадь домашнее задание: выучить записи в тетради, попробовать работать на компьютере, не используя манипулятор.

Теперь откройте дневники и в графе домашнее задание запишите “задание в тетради”.

Подведение итогов урока

Скажите, ребята, мы решили поставленные задачи? (Да). А устранили существующую проблему? (Да). Значит, урок прошел не зря. Это хорошо. Хочу поблагодарить вас за внимание и хорошую дисциплину. До свидания!