Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

Разделы: Внеклассная работа


Нет необходимости раскрывать значение духовно-нравственного воспитания, воспитания уважения и гордости за культурное наследие своей страны. Эта задача всегда стояла перед школой. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную и внеурочную деятельность детей. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, так как духовно – нравственное начало передаётся от поколения к поколению именно в семейных традициях.

Сегодня эта задача особенно актуальна. Она отражена в “ Концепции духовно-нравственного развития и воспитания”, являющейся методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Первостепенность реализации задачи подтверждается ситуацией сегодняшнего дня. Исчезают и меняются понятия “ нравственности, “ духовности, культурного статуса. Меняются дети, родители, задача остаётся актуальной, но педагогическая деятельность требует обновления, говоря современным языком, инновационного характера.

Отсюда, во – первых, и формы работы должны максимально обеспечить деятельность самих детей, во – вторых максимально привлечь родителей, в – третьих, соответствовать возрасту детей, вызвать их интерес, побуждать фантазию, желание созидать.

В лицее имени В.Г. Сизова накоплен достаточный опыт проектной деятельности младших школьников. Мы понимаем, что данная технология хорошо известна, но она ещё не стала постоянной педагогической практикой. В нашем лицее работают творческие мастерские младших школьников, которые предполагают организацию максимально продуктивной деятельности детей, воплощённых в конечный продукт.

Мною разработаны рабочие программы творческих мастерских, которые представлены по следующим направлениям: литературное творчество, естественно – научный и эстетический курс. Стараюсь, чтобы мои ученики на занятиях не только прибрели навыки публичной защиты, умения работать с литературой, но и сформировали интерес к поиску нового, что так соответствует свойственным возрасту любопытству и фантазии.

Академик Лихачёв говорил: “ Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла. Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем”. Итак, на занятиях творческой мастерской “ Прекрасное рядом с тобой”, было необходимо организовать такую деятельность детей и родителей, которая объединила интерес на создание продукта, представляющего художественную национальную ценность и, в то же время, была увлекательной и доступной. В качестве такого продукта выбрана игрушка, как воплощение русского народного художественного промысла. Его достойным представителем является дымковская глиняная игрушка. Её изготовление позволяет решить целый ряд задач нравственного воспитания. Уникальная вятская игрушка (её аналоги практически отсутствуют), яркая, разнообразная, жизнерадостная, безусловно, привлекательна для младших школьников. Её многовековая история и достойное представление в музеях страны позволяет надеяться на то, что данный народный промысел популярен, почитаем детьми и взрослыми. Первоначально, мне казалось, что необходимо только обучить детей элементарной технике её изготовления. Игрушка хорошо известна. Но результаты опроса, проведённого моими учениками, опровергли данный вывод.

  Младшие школьники. Старшеклассники. Взрослые до 40 лет. Более 40 лет.
Опрошено. 16 чел. 18 чел 21 чел. 19 чел.
Не стали отвечать. _______ 6 _________ ___________
Не знают. 12 чел. 5 11 чел. 9
Неточные ответы. 1 чел. 3 7 чел. 8 чел.

Итак, мотивация учителя обеспечена. Необходимо сформировать мотивацию детей и их родителей. Данная задача решалась следующим образом: на первом занятии после просмотра мультимедийной презентации учащиеся демонстрируют уже имеющиеся знания по теме проекта:

“Знаю”. “Хочу узнать”.
Название игрушки.

Из какого материала её делают?

Почему для лепки используется глина?

Где родилась дымковская игрушка?

Когда появилась игрушка?

Кто её делает?

Как её делают?

Как украшают?

Подводятся итоги обсуждения ответом на вопрос: “Можно ли не знать, забыть дымковскую игрушку? Возникает желание и интерес. Ребята добровольно делятся на 4 группы по 6 человек.. Переходу интереса в потребность способствовали консультации, проведённые на втором занятии библиотекарями лицея и центральной детской библиотеки, которые учили находить информацию в справочной литературе и электронной библиотеке Кирилла и Мефодия, учителя ИЗО, педагога скульптора школы искусств Шнайдера Е.Н.– папы ученицы класса. Велась видеосъёмка работы групп папой ученицы класса. Далее на следующем занятии состоялось обсуждение и обмен информацией, итоги которого были подведены ответами на вопросы: О чём вы хотите рассказать в своём проекте? С чего начнём работу? К кому обратимся за помощью? Как продолжим работу? Какой материал понадобится? Какую игрушку выберем для лепки? Чем закончим проект? На четвёртом занятии был просмотрен ролик, учащиеся обменялись информацией.

Я оказывала помощь в оформлении материала для устных выступлений. Мама ученицы класса Абросимовой Л. разучила с ребятами танец “ Барыня”. Под руководством мамы ученицы класса Шнайдер М. была подготовлена глина для лепки. Далее с помощью мамы ученика класса Естелина К.был выполнен эскиз дымковской барыни.

На следующее занятие были приглашены родители. Учащиеся представляют результаты микроисследований. Мастер – класс по изготовлению из глины дымковской барыни проводит педагог – скульптор школы искусств Шнайдер Е.Н.. Занятие сопровождается исполнением народной песни, танца “Барыня” Процесс изготовления игрушки из глины отражён в видеофильме, который имеется у каждого учащегося класса.

Итоги подводились на презентации проекта с обсуждением по проблеме “Как лучше рассказать о своей работе”. Для меня была важна детская рефлексия.

Данный проект позволил решать ключевые задачи нравственного воспитания и развития, восполнил определённый дефицит духовно-нравственных ценностей и знаний культурного наследия и положил начало совместной творческой работе детей и их родителей.

Работа продолжилась. В результате системного привлечения родителей разработан, осуществлен и представлен на городском конкурсе “Созвездие. Талант” проект “Книга сказок нашего класса”. Герои этих сказок нарушили жизненное правило, а затем пришли к правильному нравственному поведению.

Мы страстно желаем воспитать у детей любовь к Родине, но для начала в нем надо воспитать любовь к самому близкому – к малой родине. Идея проекта “ Волшебство из пластиковой бутылки”, возникла после экскурсии в лесопарковую зону города. Жители Мончегорска наносят определённый экологический ущерб природе парка. Учащиеся организовали субботник по уборке территории парка. Ребятами было собрано большое количество мусора и пластиковых бутылок. Возникло желание принять участие доступным способом в решении проблемы их утилизации. Совместно с родителями учащиеся придумывали свои оригинальные способы использования пластиковой тары, вдохнули в неё “вторую жизнь”. Результатом проектной деятельности стала выставка поделок из бутылок. Экспонаты этой выставки приняли участие в городском конкурсе и заняли призовые места. Исследовательская работа по теме “Пластиковая бутылка в современном мире” заняла 1 место в лицейском конкурсе “Интеллект”.

Совместные проекты “Маленькая книжка о большой семье”, “Герои рядом с нами” создали условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома.

Создание общего школьно-семейного пространства духовно-нравственного воспитания способствовало тому, что школа стала для моих воспитанников не только учреждением, где учат, но и “социальной семьей” ребенка.