Урок русского языка по теме "Состав слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова.

Задачи:

Предметные:

  • выяснить, зачем нужно знать состав слова;
  • отрабатывать умение разбора слов по составу;
  • развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

  • воспитывать интерес к русскому языку;
  • развивать чувство коллективизма и индивидуальности учащихся, взаимопомощи.

Планируемые результаты: умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Приветствие
  3. АОЗ
  4. Работа над текстом. Корень ЛЕС
  5. Подсказка: окончание, суффикс
  6. Незнайка….
  7. Образование слов при помощи суффиксов
  8. Морфема -Ш-
  9. Подсказка о приставке
  10. Закрепление однокоренные слова
  11. Творческая работа
  12. Итог, рефлексия, Д/З.

Приложение 1

ХОД УРОКА

Дети.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

Слайд, Приложение 2

I. Сообщение темы урока.

Друзья! Наша задача такова –
Открыть всем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют!
П. Чесноков.

– Всё на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель. А из какого «строительного материала» сделаны слова? Слайд

«Строительные блоки» для слова называются морфемами. Сколько их? Назовите известные нам морфемы.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о значении каждой части слова, «разбирать» и «собирать» слова.

II. АОЗ. Слайд

На доске стихотворение:

Л_ска, лисонька, л_са!
Ты в каких живешь л_сах?
Л_сий хвост замел следы.
Где л_сичка? Видел ты?
М.Н. Бетенькова.

– Подумайте, есть ли в предложениях родственные слова?

– Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в этих словах.

– Какое слово, близкое по звучанию, не является родственным?

– Почему?

– Выпишите и разберите это слога по составу.

Слайд (разбор словао лесах)

III. Работа над основной целью урока.

– Ребята, по-моему, корень ЛЕС рассердился, Он не хочет без родственников жить. На доске плакат с текстом: Слайд

Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу осенью! Лес, точно терем расписной! Перешел он через ручеек, дошел до озера и увидел лесника. Он обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к сторожу, поздоровался с ним и спросил, где ему лесничего искать?

– Ребята, не поможете ли вы найти корню ЛЕС однокоренные слова? Найдите и выпишите их в тетрадь. Слайд – однокоренные слова

лес
лесную
в лесу
лесника
лесничего

– Выделите общую часть слов. Как она называется?

Какое слово лишнее? Почему?

Слайд

Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Вы его в словах найдите,
Аккуратно выделите.

– А какие еще морфемы «работают» в этих словах? (Окончание, суффикс)

– Какую роль они выполняют?

Слайд

Стихотворные «подсказки»

На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Окончанье он найдет,
Его в рамочку возьмет.
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я, если изменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком,
Называю домиком.
Это – суффикс.

– Что можно сказать о суффиксе? Какую строительную работу они выполняют?

– Суффиксы выполняют даже две работы. Во-первых, они из одних слов делают другие. Например:

учитель, ученик, училище

– Во-вторых, суффиксы могут придавать словам разные смысловые оттенки. Могут показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный. Вспомните героев книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

Слайд

Штанишкин, Сапожкин, Таракашкин, Мордочка.

– О каких людях писал автор? (О малышах.)

– А теперь представьте, что они стали великанами. Как будут звучать их фамилии?

Слайд

Штанищин, Сапожищин, Тараканищин, Мордища.

Физкультминутка – Слайды

Слайд – работа с суффиксами

– А теперь к словам, записанным на доске, подберите однокоренные слова, используя суффиксы.

На доске:

– Как изменилось значение слов?
– Вот например морфема -ш-.
– Вам понятно, что она обозначает?
– Сознайтесь, что нет.
– А теперь вернемся к нашему герою – корню.

Слайд текста ЛЕС. Какую группу родственных слов он встретил, гуляя в лесу? Запишите их в тетрадь:

пошел
вышел
перешел
дошел
подошел

– Вдумайтесь в их смысл. Нетрудно понять, что корень – Ш – обозначает движение. Причем движение человека пешком.

– Докажите, что это – слова-родственники. Какая морфема внесла в слово новое значение? (Приставка)

– Какую роль выполняют приставки?

Слайд

Подсказка-рифмовка

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она;
И при помощи приставки
Образуются слова.

Слайд На доске слова:

  • Загадка, зажим, зарница, зазнайка.
  • Пожелтеть, поилка, поливка, поломка.
  • Изрубить, известить, извалять, изюминка.
  • Позвать, попросить, подарок, портной.
  • Захотеть, загрустить, зайчонок, загадка.
  • Накупить, нарочно, нагрузка, нашивка

– В каждой строке есть слово без приставки. Найдите его, подчеркните, обоснуйте ответ.

IV. Закрепление.

1. К каждому слову подберите однокоренное слово по схемам: Слайды

Слайды

2. Творческая работа

I группа. Слайд Списать текст, выделить корень в однокоренных словах.

В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.

II группа. Слайд Вписать в предложения подходящие по смыслу слова.

Жили были серый………………
И его…………………………….,
Серый …………….был очень тих
И ……………… тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ………………..
Слова для справок: ёж, ёжик, ежиха.

V. Итог урока. Слайды

  1. Изменяемая часть слова.
  2. Часть слова без окончания.
  3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
  4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
  5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

– Оцените свою работу на уроке.
– Был ли интересен наш урок?
– Что повторили?
– Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь?

Дети показывают цветной карточкой выбранную ими ступеньку. Голубая карточка – трудности, розовая – хорошо, но могу лучше, зеленая – хочу знать больше.

Домашнее задание. Вспомните правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Физкультминутка.

Прежде чем выполнить зарядку, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки.

Милым детям нужно _стать,
Руки медленно _нять.
Пальцы _жать, потом _жать,
Так секунду _стоять.
Руки плавно _пустить.
Всё ещё раз повторить.