Паломничества и святыни. Урок № 22 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур"

Разделы: Начальная школа


Данный урок является уроком ознакомления с новым материалом. Он помогает узнать и накопить знания о религиозных обычаях и традициях, о церковных святынях народов мира. Он послужит дополнительным стимулом посетить в будущем хотя бы некоторые из святынь, совершив паломничество.

На уроке используются такие виды деятельности, фронтальный опрос учащихся, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на заданную тему, работа в группах, самостоятельная работа, разгадывание кроссвордов, поисковая работа по подготовке заочной экскурсии “Паломнические места г. Москвы”, слайдовая презентация, включающая изображения святынь различных религий, мест паломничества г. Москвы.

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур.
  • Введение новых понятий и терминов ,паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор.
  • Формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации.
  • Развитие устной речи.
  • Воспитывать интерес и уважение к величайшему культурному наследию разных народов.

Оборудование урока:

  • Учебное пособие для общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур”. 4-5 классы. Авторы: А, Л, Беглов, Е.В.Саплина, Е.С. Токарева (руководитель коллектива), А.А. Ярлыкапов. М.: Просвещение.2010.-80 с.
  • Мультимедиа-проектор.
  • Магнитная доска.
  • Иллюстрации святынь.
  • Разрезные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие учащихся.

б) проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания

а) Разгадывание кроссворда “Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды”.

        2          
    3   к          
    м   о   4      
    а   л   м      
    г   д   о      
1 р и т у а л ы    
        н   и      
        ы   т      
            в      
        5 н а м а з

По вертикали:

2.Особые люди в древних племенах, которые знали лучше других обряды и как их нужно выполнять.

3.Самые уважаемые люди в племени, которые выполняли роль посредника между миром людей и миром духов.

4.Что является главным ежедневным обрядом во всех религиях?

По горизонтали:

1.Как называется поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром

5.Так называют ежедневную молитву у мусульман.

б) Фронтальный опрос.

- Как возникли обряды? Расскажи.

(Охота - главное занятие древних людей. Не всегда удачная. Древние люди рисовали рисунки животных на стенах пещер. Поражали эти изображения животных копьями и стрелами. Выполняя такие действия, они верили, что приманят к себе удачи.

Захоронения тоже делались по определенным правилам. Они клали в могилу предметы, которыми пользовались в жизни: оружие, иногда цветы.

Так уже в древности начали складываться ритуалы или обряды.)

- Расскажите об обрядах

а) в христианстве;

б) в исламе;

в) в иудаизме

г) в буддизме

III. Изучение нового материала.

а) Определение темы урока

- Ребята, я прочту вам стихотворение, а вы определите тему урока.

“Паломник, усердный путник
В кармане молитвослов.
И рядом - ангел заступник
И жажда прощенья грехов.

- О ком или о чем пойдет речь на уроке? (о паломнике и паломничестве)

б) Сообщение темы урока и запись ее на доске и в тетради.

Паломничества и святыни.

в) Вопросы для обсуждения темы урока.

- Как вы понимаете тему урока?

- Какие слова вам непонятны?

- На стр. 58 учебника прочитайте, о чем вы узнаете сегодня на уроке?

(ученики читают по книге)

Вы узнаете

- Что такое паломничества.

- Что такое реликвии и мощи.

- О главных святынях мировых религий.

Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы, откуда и происходят слова “паломничество” и “паломник”. Со временем под паломничеством стали понимать путешествия и к другим святым местам. На Руси традиции паломничества восходят к ХI веку. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая Земля, Афон и национальные святыни.

Первым русским паломником считается игумен Даниил, оставивший описание Святой Земли. Хождение его относится к 1106-1107 году. Даниил был по всей вероятности южнорусс, так как в своих трудах упоминает южнорусских князей. Даниил является большим русским патриотом и глубоко верующим человеком.

г) Рассказ учителя (опираясь на Приложение 1).

Во многих религиях мира важную роль играет паломничество.

Паломничество-это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии.

Паломничества в христианстве.

Главным объектом паломничества в христианстве является место захоронения Иисуса Христа-Гроб Господень в Иерусалиме.

Над этим местом был сооружен храм Гроба Господня. (Слайд 2)

Но понятие святыни распространялось и на другие местности, связанные с жизнью и смертью Иисуса. Поэтому священным стал и сам город Иерусалим и Вифлеем, где родился Иисус. Вся эта территория носит название “Святой Земли” (Слайд 3)

Центрами паломничества христиан стали и другие места в мире, это те места, где находится какая-нибудь реликвия - особо хранимая и почитаемая верующими святыня. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные с жизнью Иисуса: части креста, на котором был распят Иисус, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти. (Слайд 4)

Кроме того святыми считаются мощи – останки тел умерших людей т.е. святых. (Слайд 5)

Паломничества могут совершаться и к иконам. (Слайд 6)

Паломничества в исламе.

Для мусульман важно паломничество в город Мекку – хадж. (Слайд 7)

Он считается одним из столпов мусульманской веры. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж, но только если он имеет возможность предпринять такое путешествие. Именно в Мекке находится главная святыня мусульман – храм Кааба. Храм Кааба – почти кубическое здание, которое накрыто покрывалом с расшитым на нем изречениями из Корана. Внутри не проводится молитв, здесь только горят лампады. Кааба является начальным и конечным пунктом посещения во время хаджа. Паломники 7 раз обходят вокруг этого храма, имитируя движение ангелов вокруг всевышнего.

“Лучезарная Медина” - второй по святости город мусульман. Здесь похоронен пророк Мухаммад. Гробница Мухаммада располагается в Мечети Пророка в Медине (Слайд 8).

Третья по значимости святыня ислама находится в Иерусалиме. Это целый комплекс сооружений. Он включает в себя Величественный храм, который называется “Купол скалы” (Куббат ас-Сахра) и “Отдаленную мечеть” (ал-Масджид ал-Акса) (Слайд 9).

Паломничества в иудаизме.

Иудеи считают главной своей святыней город Иерусалим, где ранее находился Иерусалимский храм. Тысячи верующих евреев стекаются к сохранившемуся фрагменту Храма, который получил название “Стена Плача”. (Слайд 10)

Здесь иудеи совершают личные и совместные молитвы, проводят обряды вступления в иудейскую общину.

В окрестностях Иерусалима находятся и могилы библейских праотцев, которые почитаются не только иудеями, но и христианами и мусульманами.

Паломничества в буддизме.

Паломничества в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды. Они могут совершаться в любое время года, раз в год или раз в 12 лет с целью очиститься от мирской скверны, накопить “заслуги” на пути к просветлению, получить благословение святого подвижника или приобщиться к святости священного места или предмета. Наиболее священными в буддизме являются четыре места, где произошли основные события жизни Будды: место, где он родился, где к нему пришло просветление, где он произнес первую проповедь и, наконец, место, где он умер. Но в целом в буддизме паломничества играют меньшую роль, чем в других религиях.

IV. Работа с учебником (чтение статьи с комментированием).

V. Работа в тетради. Составление словаря терминов и понятий по уроку:

  • Паломник - человек, совершающий паломничество;
  • Паломничество – путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным.;
  • Реликвия - особо хранимая и почитаемая верующими святыня;
  • Мощи – это останки тел умерших людей – праведников;
  • Хадж – (в переводе с арабского) паломничество, связанное с посещением Мекки.
  • Накхор – паломничества в буддизме.

VI. Закрепление материала.

Работа по группам. Самостоятельная работа по материалу учебника.

Задание: заполнить таблицу (заранее начертить на доске) названиями святынь и мест паломничества различных религий. ( Заранее прикрепить таблички на магнитной доске) Каждая группа подбирает свои.

Паломничества в религиях мира.

Христианская культура Исламская культура. Буддистская культура Иудейская культура
       

“Таблички”:

Храм Гроба Господня   Святая Земля   Мощи Святых
Иконы   Хадж в город Мекку   Храм Кааба
“Лучезарная Медина”   Купол Скалы   Мощи Будды
Стена плача   Могилы библейских праотцев

Для того чтобы стать паломником, не обязательно отправляться в заморские страны, бросая надолго работу или учебу. Места паломничества есть почти в каждом городе. Мы живет в столице нашей Родины городе Москве. Здесь много православных церквей и хранящихся в них святынь и, при желании, мы тоже можем совершать паломничества.

Одна из главных святынь христианства находится в московском Зачатьевском монастыре. Это частица Животворящего Креста Господня. Частица крестного древа вделана в крест-распятие, он у стены впереди справа. Рядом с ним икона “Плач при кресте Господнем”, изображающая Божию Матерь, позади которой ее распятый Сын (Слайд 11).

В Успенском соборе Московского Кремля хранится ценнейшая реликвия христианства - один из тех самых гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту. В наше время гвоздь является музейным экспонатом(Слайд 12).

Там же хранится и часть Ризы Богородицы. И ее, в отличие от Гвоздя, выносят для поклонения верующим (Слайд 13).

Мы говорили о том, что паломничество совершается и к мощам святых людей. Святой Матроне Московской поклоняются как “Бабушке земли русской”. Её мощи хранятся в Покровском монастыре (Слайд 14, 15).

Люди во многих странах относятся с уважением к паломникам. И даже ставят им памятники. Например, эти памятники стоят на пути Святого Иакова в Испании: В городе Бургосе и Асторге ( Слайд 16). Есть памятник богомольцу российскому и недалеко от Москвы в городе Дмитрове (Слайд 17).

VII. Объяснение домашнего задания:

Подготовить заочную экскурсию “Московские святыни” по местам паломничества г. Москвы (разделить детей на 4 группы):

I. Успенский собор Кремля (гвоздь из креста).

II. Успенский собор Кремля (Часть Ризы Богородицы).

III. Зачатьевский монастырь (частица Животворящего креста).

IV. Покровский монастырь (мощи Матроны Московской).

VIII. Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке?

- О каких местах паломничества вы расскажете членам семьи и друзьям?

- Какие святыни показались вам наиболее интересными?

IX. Итог урока:

Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который неоднократно посещал Святую землю и многие святые места как отечественного, так и вселенского Православия. Большое значение имели паломнические поездки В.В. Путина в его бытность Президентом РФ. Он первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон.

Паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции. Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению народа православного, связывая всех нас крепкими духовными узами с нашими славными предками, хранившими в чистоте Веру и Государство Российское.