Урок окружающего мира по теме "Тепловые пояса Земли". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока: формирование понятия о тепловых поясах Земли.

УУД:

  • Предметные: формировать представление о тепловых поясах Земли вследствие неравномерного нагревания земной поверхности Солнцем;
  • Личностные: развивать познавательную активность, логическое мышление, умение представлять информацию в сокращённом виде, а затем использовать её для описания предметов и явлений окружающего мира.
  • Метапредметные:  формировать товарищеское, доброжелательное отношение к одноклассникам при анализе их ответов, учить толерантности к их ошибкам;
    воспитывать дисциплинированность, аккуратность, требовательность к себе, ответственность за результаты своего труда в процессе самостоятельной работы, работы в паре;
    развивать чувства сопереживания результатам труда своих товарищей в ходе первичного закрепления знаний;

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: практическая работа

Опорные понятия, термины: материки, океаны, Северный полюс, Южный полюс, экватор.

Новые понятия: тепловые пояса Земли: жаркий, два умеренных,  два холодных.

Формы контроля: раскрашивание рюкзаков.

Домашнее задание: стр. 42-43 надписать названия тепловых поясов.

Оборудование рабочего места учителя: презентация, глобус, карта полушарий, картинка пингвинов, фонарик, карточки с названиями материков, океанов, поясов, карточка красная с надписью: «я научился и могу помочь другому», карточка синяя с надписью: «мне ещё требуется помощь», карточка жёлтая «я плохо усвоил материал»

Оборудование рабочего места детей: учебник «Окружающий мир» для 1 класса, авторы: Р.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков; разрезанные на части карточки-схемы «тепловые пояса Земли», карточки с «рюкзаками», цветные карандаши.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Оргмомент. Актуализация знаний Презентация

Добрый день, дорогие ребята! Поприветствуем наших гостей.  Отгадайте загадку:

Скажи ты мне,
Какой чудак
И днём и ночью
Носит фрак?

(Пингвин)

– Ребята! Они расстроены, потерялись, забыли, где живут. Им надо помочь. Знают, что там должно быть холодно.

Подготовка к уроку. Приветствуют учителя.
Настрой на урок.
Отгадывают загадку.
Пытаются решить проблему
Регулятивные: саморегуляция
Личностные: самоопределение;
адекватно воспринимают информацию
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
Повторение пройденного материала Покажем им все материки и океаны.

Не помнят пингвины.

Оцените ваши знания, закрасьте рюкзак красным  – хорошо знаю, могу помочь другому, синим – мне ещё требуется помощь, жёлтым – я плохо усвоил материал. (Приложение 1)

Показывают материки и океаны и кладут карточку с соответствующим названием. (Приложение 2) Коммуникативные: учебное сотрудничество 
Предметные: использование знаково-символических средств
Работа над новым материалом Как вы думаете, где  же холоднее. Где живёт пингвин? Может быть на  Северном полюсе, покажите, может быть  на  Южном полюсе, покажите, а может на экваторе (покажите экватор), а может быть в Северном полушарии (покажите), а может быть в Южном полушарии (покажите)
Понять нам поможет фонарик (он будет изображать Солнце) и глобус. Вы знаете, что Земля обращается вокруг Солнца и от него получает тепло. Как вы думаете, где будет круглый год тепло. Это жаркий тепловой пояс. Наложите на него карточку.

Посмотрите на картинки на данных страницах. Зачем они здесь? Найдите те, которые соответствуют жаркому тепловому поясу.

Показывают Северный полюс, Южный полюс, экватор, северное полушарие, южное полушарие

Накладывают карточку с жарким тепловым поясом.

Находят на странице учебника соответствующие картинки

Предметные:
– использование знаково-символических средств;
– построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
– достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Физминутка Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей (руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей (приветливо машут руками)
Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем (ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке (наклоны)
И сжимаем в кулаке (сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать (приседания)
Сядем дружно на песок (дети садятся за парты)
Снова начался урок.
   
  Смотрим на наше «солнышко» дальше. Где меньше всего тепла? Где лучики скользят по поверхности и не прогревают землю, там вечная мерзлота и лёд. Сколько будет их? Это холодный пояс, их два. Наложите на них карточки.
Посмотрите на картинки на данных страницах. Найдите те, которые соответствуют холодным тепловым поясам.
Покажите, где не очень холодно и не очень тепло. Это умеренный тепловой пояс.
Наложите на них карточки.
Посмотрите на картинки на данных страницах. Найдите те, которые соответствуют умеренным тепловым поясам.
Оцените свою работу: закрасьте 2-й рюкзак. (Приложение 1)
Накладывают карточку с холодным, а затем с умеренным тепловым поясом.

Находят на странице учебника соответствующие картинки

 
Практическая работа в рабочей тетради (стр. 26-27) Распределим картинки животных по тепловым поясам

Оцените свою работу: закрасьте 3-й рюкзак. (Приложение 1)

Распределяют наклейки животным по месту их обитания
(при нехватке времени этот этап работы можно перенести на следующий урок)
Личностные:
– учебно-познавательный интерес;
– смыслообразование;
– эмпатия;
Предметные:
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
– подведение под понятие
– использование знаково-символических средств;
Итог урока Куда же мы поселим пингвина? Он прекрасный пловец, ныряльщик, может ходить только по ровной поверхности и поэтому не может жить в жарком и умеренном тепловом поясе, не может жить и на Северном полюсе с белыми медведями, он им не нужен – его мясо невкусное. Его среда обитания воды Южного океана, берега Антарктиды, где он высиживает яйца.   Предметные:
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
– подведение под понятие
– использование знаково-символических средств;
– определение основной и второстепенной информации (П);
– постановка и формулирование проблемы;
Коммкникативные:
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Рефлексия – Как вы оцениваете свою работу? Довольны ли вы работой на уроке? Закрасьте 4-й рюкзак. (Приложение 1)   Личностные:
– внутренняя позиция школьника;
– самооценка на основе критерия успешности;
– эмпатия;
Домашнее задание Как думаете, что надо сделать дома? Написать на карточках названия тепловых поясов.