Урок русского языка по теме "Главные и второстепенные члены предложения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • формирование понятия «предложение» (существенные признаки предложения);
  • развитие умения правильно строить предложения;
  • формирование навыков орфографической зоркости ознакомление с ролью главных и второстепенных членов предложения;
  • совершенствование знаний о связи слов в предложении;
  • воспитание сознательного отношения к учению и развитие познавательной активности.

Оборудование: карточки со словами (дуб, гиря, гора); карточки со словами (В д … ли, л … сная, тр .. пинка, т … мнела); карточки с заданиями для индивидуальной работы; рисунки: кот, Русалка, Леший, избушка, витязи; слоговая таблица (для каждого ученика); стихи «У лукоморья дуб зелёный», «О листочках»; учебник Т.Г. Рамзаева Русский язык для 3 класса М., Дрофа, 2010

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня у нас урок необычный. Мы с вами отправимся в страну чудес, сказок – за наукой.

Смекалку, фантазию нашу возьмём
Дорогой с пути никуда не свернём.

– А сейчас откройте тетради, в них ребята, мы будем записывать всё, что увидим и чему будем учиться.
– Запишем число. Классная работа.
– Итак, вы готовы? Отправляемся в путь.

2. Минутка чистописания

– Закройте глазки, представьте всё, что услышите. (чтение слов)

У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

– Откройте глазки. Кто нас встречает, кто поведёт нас в страну сказок и чудес? (На доске рисунок кота)
– Ребята, прочтите слова, которые приготовил вам кот.
– Определите букву, которую мы сегодня будем писать на минутке чистописания.

Задание: она обозначает парный, звонкий мягкий согласный звук.

– Какая это буква?
– В корне какого слова она находится?

Дуб    Гиря   Гора

– Давайте посмотрим на цепь, по которой «Кот» предлагает идти вместе с ним.
– Определите порядок следования букв в данной цепи. (Строчные буквы О чередуются со строчными буквами Г, они следуют в порядке увеличения на одну)
– Напишите данную цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

3. Повторение орфограмм

– Ребята, вы любите чудеса, вот мы и попробуем разгадать чудеса, которые происходят в сказочном лесу.

Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье…

1. Разгадайте тайну каждого листочка. А поможет нам таблица – слогов (таблица у каждого ученика)

– Работать будем в парах.

Приложение 1.

– Проверим слова.
– Что можете рассказать о своей группе слов?
– Что помогло вам в работе?
– Составьте предложения. Запишите их.

2. Можно шагать дальше.

– Ребята, «Леший» как узнал, что вы собираетесь к нему в гости, так обрадовался, что перевернул все слова в предложении, растерял буквы в словах.
– Давайте поможем ему составить предложение.
– Что мы должны при этом помнить?

– Какое предложение вы составили?
– Можем ли мы его грамотно записать? Нет? Почему? (объясните)
– Скажите, какое правило при написании слов вы использовали?
– В какой части слова находится безударная гласная?
– Разберите предложение по членам.

4. Работа над новым материалом. Наблюдение над особенностями главных и второстепенных членов предложения.

– Кто встречает нас дальше?
– Как вы думаете, что за карточки приготовила Русалка?
– Что вам необходимо вспомнить?
– Поделитесь своими мыслями.
– Всё ли нам знакомо? Обратим внимание на предложение, с которым мы работали. Какие члены предложения в нём есть?
– Что ещё есть, кроме подлежащего и сказуемого?

1. Откроем учебник с.38, возьмите карандаш, подчеркните ту часть которая показалась для вас новой.

– Какие шаги нам нужно сделать, работая над предложением? (Определить, подчеркнуть, пояснить)
– Можно ли какой-то шаг не учитывать?
– Прочтите правило друг другу.
– Прочтите примеры и докажите, что они подходят данному определению
– Что нового взяли для себя, можем ли теперь ответить, зачем Русалка принесла новую карточку?
– Ребята, какую цель вы поставили перед началом урока?
– Смогли ли мы её выполнить? Узнали ли мы что-то новое, интересное?

2. Упр. 93 (рассуждение)

– Что есть ещё в предложении?
– Давайте определим, какой главный член они поясняют?
– Запишем второе предложение. Кто сможет, пользуясь образцом разобрать его.

В лесу растут душистые ягоды.

(записываем под диктовку и разбираем по членам предложения)

5. Физминутка

6. Самостоятельная работа

Избушка там стоит на курьих ножках
Стоит без окон и дверей

– Ребята, посмотрите, что приготовила вам Баба Яга. Исследуйте карточку. Всё ли понятно. (работаем самостоятельно в карточках)
– Кто справится с заданием, покажите сигнал готовности.

7. Подведение итогов

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На берег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.

– Витязи хотели бы узнать, чему вы научились на уроке; что полезного взяли с урока? Давайте постараемся обобщить свои знания, мысли, при помощи условных обозначений

– Что нового взяли с урока?
– Для чего же нужны второстепенные члены предложения?

8. Домашнее задание