Формирование здорового образа жизни

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становиться одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Детская субкультура – вариант широко распространённого в обществе процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. В широком значении - это всё, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения. Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своём отличии от мира взрослых, а с другой - детская субкультура – это скрытое диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нём [В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн]. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта [А.В. Мудрик].

Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Чтобы определить, что вкладывается в это понятие, необходимо обратиться к развернутому описанию сущности названного процесса. Во-первых, социализация – это адаптация личности к обществу путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создаётся новый социокультурный опыт.

Для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, то есть активно происходит процесс индивидуализации.

Таким образом, успешная социализация подрастающего поколения зависит от формирования у ребёнка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста ещё нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения.

В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни ещё не находит должного места. Возникновение потребности в здоровом образе жизни прямо связано с социально – гигиенической средой, в которой воспитывается ребёнок.

Педагоги должны понимать, что воспитание у детей этой потребности – задача государственной важности, а оздоровительная деятельность образовательного учреждения – это долгосрочная инвестиция государства семье, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребёнка в образовательном учреждении является первым и основным условием воспитания потребности в здоровом образе жизни.

Специальная обучающая программа – второе и важное условие воспитания у детей этой потребности.

Овладение системой понятий о своём организме, здоровье и здоровом образе жизни – третье важное условие формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

Педагогам необходимо составить перечень привычек здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в образовательном учреждении. Работая в этом направлении, необходимо провести анализ имеющихся привычек, как вредных, так и полезных, на основании которого составляется план работы.

Издревле считается, что именно здоровье нации должно быть своего рода “визитной карточкой” государства, показателем его культуры и процветания, а здоровье индивидуума – критерием личной ответственности и самопознания.

Основной задачей образовательных учреждений на современном этапе развития системы образования является оптимизация оздоровительной деятельности.

Оздоровительная деятельность образовательного учреждения:

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников. Среди важнейших факторов, влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения, особое место занимают сложнейшие преобразовательные процессы, которые объективно приводят, к напряжению всех аспектов социально – экономических отношений, что естественно и, главным образом, негативно сказывается на семье. Современный мир диктует свои правила жизни. Осваивать их приходится как взрослым, так и детям. Поэтому одна из самых главных задач взрослых – помочь детям в развитии социальных навыков, научить их ладить с другими людьми для того, чтобы они стали эмоционально отзывчивыми и интересными для окружающих. Именно этим определяется социальный успех.

На современном этапе семья претерпевает значительные изменения: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений и становления личности ребёнка. Всё чаще можно наблюдать проявление агрессии у детей и их родителей, что создаёт конфликтные ситуации и проблемы в воспитательно-образовательном процессе. Для решения этой проблемы педагогам необходимо изучить поведение семьи, наблюдать все внешние проявления, что помогает правильно истолковывать их социальное значение. В этом помогает заранее составленный план, указывающий, на что следует обратить внимание.

Образовательное учреждение, организованное как социальный институт в поддержку семьи, помогает воспитывать ребёнка, и, что особенно важно для растущего человека – обеспечивает необходимые условия организации и развития детского сообщества. Это хорошо понимают современные родители. Обучаясь, ребёнок приобретает знания и умения, отличающихся от тех, которые он получил в первые годы жизни в семье. Перед ребёнком открываются новые возможности опыта и взаимоотношений с людьми. Не нарушая межличностные связи внутри семьи, расширение социального мира ребёнка придает семейным отношениям другую тональность, обогащая их благодаря встречам с другими группами. Ребёнок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье. Ребёнок пребывает в точке пересечения семейной и несемейной, общественной системы, находясь в гармонии или противоречии с ними. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьёй, он должен научиться сочетать различные области социализации.

Организуя взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни, мы пытались найти ответы на вопросы: “Как заинтересовать родителей?”, “Какие формы взаимодействия необходимо разработать?”.

В результате были определены следующие формы работы для достижения поставленной цели – формирования здорового образа жизни воспитанников и их родителей:

Формы работы Результат работы
День открытых дверей Обучающее воздействие на родителей, для организации физкультурного досуга в семье
Презентация спортивных достижений членов семьи Развитие социальной уверенности и накопление опыта разновозрастного общения
Участие в спортивных состязаниях различного уровня Накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом
Совместные праздники детей и родителей Создаются условия для гуманных межличностных отношений
Оформление информационных стендов Предъявление стратегической (задачи развития ОУ), тактической (режим дня), оперативной (ожидаемые и прошедшие мероприятия) информации
Консультационная служба “Семья” Нахождение совместных с родителями путей решения проблем в физическом развитии и обучении детей
Выступления на родительских собраниях Ознакомление родителей с задачами, методами, содержанием физического воспитания
Совместная систематическая работа ОУ и семьи по закаливанию Приобретение навыка здорового образа жизни
Туристические походы, прогулки совместно с родителями Формирование первоначальных навыков выживания в природной среде, физическая и психологическая подготовка к экстремальным ситуациям, возникает духовный контакт с родителями
Дворовые игры, состязания под руководством одного из родителей Приобретение нового социального опыта
Весёлая физкультура в квартире и саду Решение проблемы гиподинамии

Таким образом, в результате работы по формированию здорового образа жизни воспитанников и их семей повысился интерес родителей к двигательной активности своих детей, прослеживается динамика роста физических качеств. Снизился процент простудных заболеваний. Стала реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания, сформировалось понятие о вредных привычках и негативное отношение к ним.