Урок по теме "Применение сложения и вычитания при решении реальных жизненных задач"

Разделы: Математика


Целеполагание для ученика:

  • Знать:
    • как вычислять время, находясь в разных часовых поясах нашей страны;
    • увидеть, как важна математика для других учебных предметов и вообще в жизни.
  • Уметь:
    • давать определения, понятия;
    • делать выводы на основе полученной информации;
    • устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;
    • применять полученные знания в практической деятельности;
    • слушать учителя и одноклассников;
    • аргументировать свою точку зрения.

Целеполагание для учителя:

  • Предметные цели:
    • формирование представлений о математике как о методе познания действительности
  • Цели, направленные на метапредметные результаты:
    • воспринимать информацию на слух;
    • уметь выделять из текста главное;
    • наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;
    • прививать интерес к математике и математическим наукам;
    • развивать  внимание, кругозор учащихся.
  • Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели:
    • объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
    • развивать усидчивость, самостоятельность, наблюдательность;
    • воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение помогать товарищам;
    • овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Опорные понятия, учебные действия:

  • Натуральные числа
  • Координатная прямая
  • Слагаемое
  • Сумма
  • Уменьшаемое
  • Вычитаемое
  • Разность
  • Больше
  • Меньше
  • Сравнение чисел
  • Вычисления

Формируемые понятия, учебные действия:

  • Применение знаний в решении практических задач.
  • Место математики в нашей жизни.

Диагностическое задание (как результат деятельности  ученика) для класса  

  • соответствие планируемому результату (полностью/частично/с учетом зоны ближайшего развития)
  • 83% выполнения классом

Наличие индивидуальных дом. заданий для сильных/слабых (подчеркнуть, если да)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки взаимооценивания, задания для домашней работы.

Цели урока: как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать сложение и вычитание натуральных чисел , в том числе и на координатном луче 3-4 уровень – понимание, адекватное употребление в речи, выборочно – воспроизведение
умение использовать координатный луч как схему 3-4 уровень – понимание, адекватное употребление в речи, выборочно – воспроизведение 
Регулятивные: самостоятельно выделяют главную информацию в тексте 2 уровень – самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления 2 уровень – совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними
Познавательные: закрепляют  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач 3 уровень – самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. 2 уровень – совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Личностные: формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. 2 уровень – самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока. 1 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. 4 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
3. Применение знаний и умений в новой ситуации Показать как предметными средствами можно отвечать на вопросы решаемые в жизни. Организация и контроль  за процессом решения задач. Работают   над поставленными задачами. 15 Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
4. Диагностическое задание (как результат деятельности  ученика) для класса  Проверить  умение применять знания при решении практических задач  Организация и контроль  за процессом выполнения практической работы. Выполняют практическую работу в парах 15
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. 3 Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
6. Рефлексия (подведение итогов урока) Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы групп и класса в целом. Учащиеся сдают карточки самооценивания. 2 Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
7. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся слушают и записывают в тетрадь по необходимости. 2  

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
– У каждого из вас на столах лежат карточки   взаимооценивания. Подпишите их, на одной карточке две фамилии. В конце  урока вы будете выполнять практическую работу на этой карточке, затем по окончанию работы соседние парты(1 со 2; 3 с 4) поменяются карточками, напротив каждой задачи, вы должны оценить  работу товарищей:
Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки взаимооценивания
Этап изучение нового материала.  Вы уже не первый год изучаете одну из древнейших наук – математику. Но задумывались ли вы, зачем человеку математика? Что даёт знание математики людям? Когда и почему она родилась?

Действительно! Математика возникла в глубокой древности, и это было вызвано практическими потребностями человека. Как измерить расстояние? Как разделить участок земли на части? Какой толщины и высоты построить стену, чтобы она не обрушилась? Как высчитать время в разных точках земли? Ответы на эти и другие вопросы, невозможно было дать без измерений и расчётов.
Однако была ещё одна причина, вызвавшая к жизни науку математику: желание и необходимость изучения природы, окружающего нас мира и самого человека. Сколько мёда собирает пчелиная семья? Когда будет следующее затмение Луны или Солнца? Как определить возраст дерева? Быстро ли течёт кровь по венам человека? Объяснить эти явления и законы природы, не обращаясь к математике, невозможно! Ведь как сказал Галилей «Великая книга Природы написана языком математики».
За что бы вы не взялись, какую бы науку не начали изучать, вам везде понадобится «язык математики». И тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества.

Как вы думаете чем же сегодня мы будем заниматься на уроке?
Цель урока: увидеть и научиться применять сложение и вычитание  при решении задач, поставленных перед нами жизнью.  Исходя из этого,  Тема нашего урока: «Применение сложения и вычитания при решении  реальных жизненных задач».

Учащиеся предлагают свои ответы на эти вопросы

 

Отвечают на поставленный вопрос  (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)

 

 

 

 

Формулируют  тему и цель урока. Записывают в тетради дату и тему урока.

Этап первичное осмысление и закрепление знаний – Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.
1.  Прочитайте, пожалуйста, информацию на листах, которые лежат у вас на парте.
2. Выделите главное, то что может понадобиться при решении задач.
3.  Выяснить, что выделили, попросить подчеркнуть эту информацию  в тексте.
4.  Изобразите в тетради координатный луч, за единичный отрезок примите две клетки. Давайте отметим  на нём схематично часовые пояса.
5. Теперь становится понятно, какое действие надо выполнять при переходе из одного часового пояса в другой. Какое?
6. Решим небольшую задачу: В Якутске часы показывают 13 часов 37 минут. Какое время показывают часы в Москве?  В Охотке?
7. А как определить какое время будет на часах по гринвичскому меридиану?
8. Что значит нагнать время?
9. Что значит «вернуться в прошлое»?
Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач.   По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

 Проверка устная

 Этап контролирования изученного Выполните практическую работу.
Оцените работу товарищей
Оцените свою работу сами.
Учащиеся выполняют работу в парах.
Обмениваются с соседней партой карточками и проверяют по данным на доске, оценивают работу товарищей, возвращают карточки и ребята сами проставляют на сколько трудно им было выполнять каждую задачу.
Этап закрепление изученного материала Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? На каком учебном уроке вам это может понадобиться?
Сдайте, пожалуйста, вашу практическую работу. Полученные вами оценки я выставлю в журнал.
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
Домашнее задание Рассказать о задании на дом Слушают и записывают в тетрадь

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3