Воспитание интереса у учащихся к урокам литературы на внеклассных мероприятиях

Разделы: Литература


Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка – это моя методическая тема.

Ни для кого не секрет, что русский язык – один из нелюбимых предметов в школе. Но в последние годы я пришла к печальному выводу, что к урокам литературы тоже угасает интерес, особенно у старшеклассников. Поэтому я начала работать над своей методической темой. Больше всего в воспитании интереса к урокам литературы, по-моему, помогают внеклассные мероприятия. Почему именно они? Да потому что урок для детей – это работа. Нет того ощущения праздника, нет раскрепощенности, а временные рамки часто прерывают полет мысли и детской фантазии. Чтобы заинтересовать ребят, каждый учитель ищет новые методы, приемы и способы работы. Я хотела бы поделиться своим опытом.

Несколько лет я веду в школе факультатив “Теория и практика сочинений разных жанров”. Задача данного факультатива – научить детей писать сочинения разных жанров.

Изменив программу этого курса, некоторые занятия я сделала интегрированными. Таким образом, цель этих занятий расширилась. Ребята не только учились писать сочинения, но и знакомились с жизнью и творчеством писателя, с историческими сведениями той эпохи, когда он жил и создавал свои произведения.

В частности, в 9 классе было проведено такое интегрированное занятие на тему:

“Вильям Шекспир. Эпоха Возрождения. Сочинение эссе”.

Участниками этого занятия стали девятиклассники, родители и учителя-предметники русского языка и литературы, истории, географии, музыки, изо и английского языка.

На этом занятии ребята читали наизусть сонеты на русском и английском языках, инсценировали отрывки из произведений Шекспира:

“Отелло”, “Король Лир”, “Укрощение строптивой”, Гамлет” и, конечно, познакомились с таким жанром сочинения, как эссе.

В 9 классе было проведено еще одно интегрированное занятие факультатива, посвященное подвигу жен декабристов: “Подвиг любви бескорыстной. Письма. Путевые заметки. Дневниковые записи”. Участниками были и ученики, и родители, и учителя-предметники.

Подобные интегрированные занятия очень интересны ребятам, они с удовольствием готовятся к выступлению, читают всю рекомендуемую литературу и несколько последующих дней буквально живут в средневековой эпохе, не говоря о том, что уносят с подобных занятий целый багаж знаний.

Чтобы активизировать интерес старшеклассников к урокам литературы, один раз в четверть мы проводим в школе литературные гостиные. Они всегда проходят интересно, в необычной обстановке, поздно вечером при свечах. Поскольку у нас школа с музыкальным уклоном, то ребята играют на разных инструментах, поют песни и романсы. Как правило, к нам приходит много гостей: и библиотекари, и артисты театров, и родители, и учителя-предметники. Сценарии таких вечеров я пишу вместе с ребятами. После вечера основная часть учеников читает дополнительную литературу уже без моего контроля .

Очень интересно проходит такая форма работы, как диспут. В этом году у десятиклассников прошел диспут о любви. Весь разговор был построен на литературном материале. За основу взяли разные точки зрения по этому вопросу, и в ходе диспута были выявлены представители разных взглядов. Как и на вечерах, здесь звучали стихи о любви поэтов всех времен и народов, исполнялись песни и романсы, были инсценированы произведения М. Зощенко и Н. В. Гоголя, была проведена музыкально-литературная композиция по стихотворению А. Кочеткова “Баллада о прокуренном вагоне”.

Не менее интересно проходят литературные турниры в форме соревнования команд, и у ребят нет синдрома невыученного урока, нет угнетенного состояния, а наоборот, есть хорошее настроение, азарт, предвкушение победы. Литературный турнир предполагает нестандартный подход к тексту произведения. Все тексты строятся на системном анализе произведения. Художественный текст рассматривается в его ключевых аспектах, таких, как тематика произведения, проблематика, идея, изображенный мир, художественный мир и композиция. Такой турнир был проведен в 10 классе по произведениям А. П. Чехова. Ученикам были предложены следующие задания:

Ответить на вопросы:

1. Какому герою принадлежат данные слова.

2. Из какого произведения взят отрывок

3. Определить, чей портрет изображен.

4. В каком произведении дан этот пейзаж.

5. Найти и исправить смысловую ошибку.

Выполнить задания:

6. Выбрать предметы, вещи, присущие данному герою или перечисленные в каком-либо эпизоде.

7. Показать инсценировки.

В этом учебном году мы планируем с учениками провести литературный турнир по роману Л. Н. Толстого “Война и мир” и по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

После изучения произведения Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” мы с десятиклассниками всегда проводим суд над главным героем романа – Р.Раскольниковым. Каждый ученик получает роль, готовит костюмы, перечитывает страницы романа, посвященные его герою. Адвокат выступает с речью в защиту героя, а следователи стараются засудить Раскольникова по всей строгости закона.

Очень нравятся ученикам и литературные викторины. Для викторины, в принципе, все равно, какой уровень постижения материала подразумевают вопросы. Викторина сродни кроссворду. Главное условие – развлекательное времяпрепровождение, но к нему ребята тоже готовятся заранее. Они читают тексты произведения, готовят иллюстрации, придумывают кроссворды. Такую форму работы проводим с ребятами 5, 6, 7 классов.

В этом году мы проведем литературную викторину в 7 классах: “Знакомьтесь, Гарри Поттер”. В 5 классе будет урок-игра “Экспедиция в страну сказок А.С Пушкина”.

Ребята средних классов любят литературные конкурсы и участвуют в них с удовольствием. Такие игры, как “ Что? Где? Когда?”, “Брэйн-ринг”, “Поле чудес”, проходят очень интересно, оживленно. Дети готовятся дома за месяц до начала игры, придумывают себе костюмы, рисуют, сочиняют кроссворды на заданную тему, читают дополнительную литературу.

Очень интересно проводят свои мероприятия мои коллеги в краевом профессиональном клубе “Словесник”. Они не только воспитывают интерес к прекрасному, благородному, но и прививают любовь к литературе. Для того чтобы принять участие к краевом конкурсе на звание Татьяны Лариной, необходимо не только перечитать программные произведения А.С.Пушкина, выучить массу отрывков наизусть из “Евгения Онегина”, не только изучить традиции дворянского быта, нравы, светский этикет пушкинской эпохи, но и исполнить танец в духе времени, спеть романс, продекламировать любимые стихи. Это и есть воспитание интереса у учащихся к урокам литературы через внеклассные мероприятия.

Большую помощь в воспитании интереса к изучению литературы оказывают нам работники библиотек: библиотека имени А.Гайдара, библиотека имени К.Паустовского и Центральная городская библиотека имени М.Горького. Только в прошлом учебном году мы совместно провели 4 мероприятия. В ноябре и в декабре были проведены встречи с красноярскими писателями: А.И.Щербаковым и Э.И.Русаковым, в январе мы провели библиографическую игру “Слова и словари”, а в марте успешно прошла литературная игра “Между двумя стульями” по книге Ильфа и Петрова.

И в заключение своего выступления я хочу сказать, что можно найти много причин, почему наши дети перестали любить читать:

– во многих семьях художественная книга давно уже, к сожалению, не является настольной книгой;
– очень сложные программы;
– новые стандарты;
– компьютеризация.

Но давайте вместе подумаем, все ли мы, учителя, делаем для того, чтобы наш предмет был в числе любимых школьных предметов, всегда ли стремимся к этому, всегда ли мы находим новые формы и методы.

Проведите с ребятами простой тест, состоящий всего из 3 вопросов:

  • Какой предмет ты возьмешь на остров на передачу “Последний герой”?
  • Какой учебник ты взял бы с собой?
  • Какого учителя ты пригласил бы в это путешествие?

Дети напишут откровенно, и вам будет, о чем подумать.

Успехов вам, коллеги, в вашей работе и творческой фантазии. Помните, что дети всегда ждут от нас чего-то интересного, необычного и даже порой сказочного.

“В каждом человеке – Солнце, так дайте же ему светить”, – сказал когда-то Сократ. Как с этим не согласиться!