Урок русской литературы XIX в. по теме «Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" "И роковое их слиянье, и… поединок роковой"»

Разделы: Литература


Цели урока:

  • выявить особенности данного произведения, его художественный стиль;
  • раскрыть идейный смысл произведения;
  • развивать внимание к художественному слову через нахождение ключевых слов в тексте произведения;
  • вовлечь обучающихся в размышление о женской любви, душе, о назначении женщины на земле.

Оборудование: – выставка книг Н.С.Лескова, рисунки по данному произведению; ковер, самовар, посуда, белая шаль, диск с записью “Лунной сонаты” Л.Бетховена);
– плакат со словами:

Но он, Лесков, пронзил всю Русь”.
М.Горький

Вступление. Каждый из писателей русской литературы 19 века – Островский и Гончаров, Тургенев и Некрасов, Тютчев и Фет, Достоевский – в своем творчестве обращались к вечной теме – теме любви. И для всех героев русских классиков любовь была величайшим и горчайшим испытанием. Любовь, которая призвана одаривать человека счастьем, в конкретной ситуации всегда, или почти всегда, оборачивается трагедией, крушением надежд.

Женщина в русском обществе второй половины 19 века – существо одновременно и зависимое (от быта, семьи, традиции), и сильное, способное на решительные поступки во имя любви. А.Н.Островский первым из писателей открыл новый образ народной героини, цельный, решительный характер, идущий до конца в своем протесте против гнетущей действительности. Такова Катерина в драме “Гроза”.

Другой писатель, Н.С. Лесков, тоже много внимания уделил в своем творчестве женской теме. Женские образы представлены колоритно. Его интерес вызывают характеры незаурядные. Они поражали его противоречивостью своих влечений, спутанностью чувств, парадоксальной несообразностью поступков, хаотическим смешением свойственных им понятий о добре и зле. Такой натурой, страстной и трагической, которая на алтарь ради любви приносит в жертву все, вплоть до собственной жизни, является Катерина Измайлова.

I. Работа над осмыслением названия.

Вопрос: – Как вы понимаете, ребята, смысл названия?

Ответ: – Ассоциация с трагедией У.Шекспира “Макбет”.

Макбет – шотландский король. Натура жестокая, несущая смерть. “Когда я писал, я оглядывался”. Лесков вспоминает “Макбета” Шекспира. Значит, поднимался до классических высот. А затем идет “… Мценского уезда”. Мценский уезд – российская глубинка, провинция, дыра дырой. Вечные лесковские контрасты.

Вопрос: – Что здесь общего?

Ответ: – Н.С.Лесков стилизует свой рассказ. Это жизнь Катерины Измайловой. Автор расширяет масштабы происходящего. Общечеловеческая широта обобщений Шекспира не исключает национальной самобытности драмы.

1. Сообщение о трагедии Шекспира “Макбет”.

II. Работа над жанром произведения.

Это очерк прозаический. Очерк – свидетельство о достоверности. В основе лежит не фантазия художника, а документальный факт жизни. Но есть и образное отношение. Но в основе очерка всегда лежит факт жизни. Сам рассказчик ориентирует читателя на то, что это факт жизни.

III. Работа над эпиграфом.

Вопрос: – Как вы понимаете смысл эпиграфа “Первую песенку, зардевшись, спеть”?

Ответ: Трудно начать. Существует предел, через который нельзя переступить. Это ведь только первую песенку, зардевшись, спеть, а дальше уже само пойдет. В эпиграфе как заявка, как лейтмотив. Он подсказывает содержание, раскрывает замысел.

IV. Работа над текстом.

1. Словарная работа.

Текст: “Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета”.

Вопрос: – Что значит выражение “без душевного трепета”?

Ответ: – Трепет – сильное волнение, напряженность чувств от каких-нибудь переживаний.

V. Проблемный анализ произведения.

Слово учителя: Очерк написан в 1864г. Русская литература уже имела “Грозу” А.Н.Островского. Может быть, есть параллель между ними. Давайте посмотрим.

1. Пересказ “История замужества Катерины Измайловой” (гл.1).

Вопрос: – Что сближает, в чем сходство Катерины Островского и Катерины Измайловой?

1. Имя. И та, и другая Катерина.

2. Вышла замуж не по любви. Счастья в замужестве не обрела.

3. Купеческая зависимость.

4. Красивая.

5. Одного социального положения, из достаточных семей:
а) “Дом Измайловых в городе был не последний: торговали они крупчаткою, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший”.
б) Кабаниха тоже очень богата. Торговые дела выходят за пределы Калинова.
По ее поручению Тихон ездил в Москву
.

6. Скука в купеческом тереме.

7. Характер пылкий. Привыкла к свободе:
а) “Привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да искупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе”.
б) “Характер был пылкий. И живя в бедности, привыкла
к простоте и свободе”.

8. Изменила мужу.

9. Кончает жизнь в той же реке Волге.

Слово учителя: Но посмотрите, какой отпечаток накладывает Н.С.Лесков:
а) у Измайловой сонное оцепенение. Спала, зевала, внутреннее беспокойство, тоска;
б) у Катерины Островского – трепетная душа, птица, воля.

Вопрос: – Кому она ближе?

Ответ: – Варваре. “Очень любила лузгою кидать в парней”. Типичная Варвара.

Разный уровень героинь. У Измайловой сонное оцепенение, спала, зевала. У Катерины Кабановой и любовь приходит как освобождение.

Вопрос: – Что послужило причиной страсти?

Ответ: – Скука. (Гл. 2) “Силу-то девать некуда”. В ком-нибудь бы себя воплотить.

Слово учителя: Катерина в “Грозе” Островского возвышенная, поэтичная. А какова была в девках Катерина Львовна? Найдите во 2 главе.

Текст: “Я в девках страсть сильна была. Меня даже мужчина не всякий одолевал”. Писатель показывает физическую силу, когда она душила мужа и ребенка полотенцем. (Справка. 1 пуд16 кг 300 г ; 1 фунт – 410 г: 7 фунтов – 53 кг.)

Слово учителя. Когда вошли в физиологию, Лесков говорит о проснувшейся натуре и решительности героини. “Унять её нельзя”. Найдите в тексте (в конце 4 гл.).

Текст:Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять её нельзя”.

Вопрос:– Откуда слово “натура”?

Ответ: – От Добролюбова. В статье “Луч света в темном царстве” Н. Добролюбов сравнивает Катерину с рекой. Река – это вода, это жизнь. Великая энергия свободы заключена и пришло время ей вылиться.

Катерина Измайлова – лава огнедышащая, будет течь неизвестно куда, будет жечь все, и сама не остановится. Она предупреждает Сергея: “Если ты мне изменишь, я с тобой живая не расстанусь”. Хотя Катерина Борису тоже говорит.

Инсценировка:
а) свидание Катерины с Борисом (“Гроза”, д.3, явл. 3);
б) свидание Катерины Измайловой с Сергеем (гл. 6).

Обратите внимание:
а) на характер свидания;
б) место встречи (где происходит свидание?);
в) на поведение (как ведут себя герои?);
г) на речь героев.

Вывод:
а) свидание Катерины и Бориса происходит на фоне Волги, на широком просторе;
б) свидание Измайловой и Сергея – в саду, под цветущей яблоней, пьют чай;
в) речь Катерины напевная, поэтичная, фольклорные выражения, песенное слово;
г) для Катерины Измайловой все проще, без чувств произносит слова в полусонном состоянии. Сергей прихлёбывает чай;
д) автор наделяет ночь звуками животных.

Вопрос: – Что главное для Катерины Измайловой?

Ответ: – У неё нет сострадания, но есть боязнь потерять.

Вопрос – Чем же Сергей её пленил?

Ответ: – Речами.

Текст: “Он влюбил её в себя до того, что меры её преданности к нему не было никакой. Она обезумела от счастья; кровь её кипела…”

Вопрос: – Что вы можете сказать о её чувстве?

Ответ: – Её чувство мощно и естественно. Это земная любовь. Но оно темно и низменно. Есть жажда счастья, наслаждения, которое вычленяется из человеческого мира. У Достоевского есть любовь, которая соединяет. Здесь же нет главного – нет сострадания.

Слово учителя. Казалось бы одна и та же ситуация: уехал муж, – но приводит к разным противоположным действиям: у Катерины Островского сильно чувство греха, покаяния. Оно само проявляется, мучает её. Измайлова ничем не мучается. Спокойно убивает Бориса Тимофеевича.

Текст. Гл. 5. “Поел Борис Тимофеевич на ночь грибков с кашицей, и к утру, он умер…”

Слово учителя. Падаем в пропасть... У Сергея Катерина становится орудием. Он стремится овладеть ее богатством. Второе убийство совершает еще с большим спокойствием, равнодушием. Убийство мужа еще циничнее, для участия в нем она приглашает Сергея, целуется с ним на ложе (“Полно с ним копаться”, “перехвати горло…”).

Текст. Гл. 7. “Вернулась Катерина Львовна, а Зиновий Борисович стоит коленями на постели и вешает на стенку над изголовьем свои серебряные часы с бисерным шнурочком…” до слов “Губы Сергея дрожали и самого его била лихорадка. У Катерины Львовны только уста были холодны”.

Слово учителя. Раскольников в момент убийства потерял сознание. Здесь же абсолютное равнодушие. Такого мы еще не читали. Когда в погреб стаскивали, капельки крови замечательно оттерла. Прямо, как у Шекспира. Преступление стало обыденным. Помните, эпиграф к очерку: Это ведь только первую песенку, зардевшись, спеть, а дальше уже само пойдет. В отличие от первых двух убийств возмездие пришло сразу. Прочтите в гл.11.

Текст. “Стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов, полы качались…”.

Вопрос: – Как вы думаете, почему – сразу?

Ответ: – Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная.

Слово учителя. Помните, Соне после прочтения евангелия Раскольников говорит: “Дети – образ Христов. Сих есть царствие Божие. Он велел их чтить и любить, они будущее человечество”. Нарушен высший закон – заповедь Божья “Не убий”. Ибо высшая ценность на земле – это жизнь. Поэтому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.

Справка. Убийством считается лишение жизни пусть даже еще и нерожденного, находящегося во чреве матери, ребенка. Не рожденный чувствует боль, так же как и рожденный. Научно установлено, что еще нет и двух месяцев, но уже бьется сердце.

Слово учителя. Через заповедь “Не убий” перешагнула Катерина. Из-за любви это? Любовь воскресила человека, который тоже перешагнул, – Раскольникова. “Их воскресила любовь!” (Ф.М.Достоевский ).

Две силы есть – две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могил,
Одна есть Смерть, другая – суд людской.
Ф.И.Тютчев

Итак, суд земной, суд людской свершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну? Подтвердите текстом.

Текст. Гл. 12 “С черного эшафота Катерина Львовна сошла тихо, стараясь только, чтобы толстая рубаха и грубая арестантская свита не прилегали к ее изорванной спине”. С эшафота она сходит гордо.

Вопрос: – Каково её отношение к появившемуся на свет ребенку? Найдите в гл. 12 (конец).

Текст: 12 Когда ей подали ее ребенка, она только сказала: “Ну его совсем!” и отвернулась к стене”. Почему? Ответ найдите в гл. 13 (начало).

Текст: 12 “Любовь её к отцу, как любовь многих слишком страстных женщин, не переходила никакою своею частию на ребенка. Такие женщины высоко ценятся в разбойничьих шайках и теперь социал-демократических коммунах”.

Слово учителя. Лесков был человеком глубоко демократичным. Обратите внимание на то, что страдание дано не под плетьми, а тогда, когда она потеряла источник счастья.

Текст (гл.13): “Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастьем”. Любит ведь она по-прежнему. “Она ждала с нетерпением только выступления партии в дорогу, где опять надеялась видеться со своим Сережечкой, а о дитяти забыла и думать”.

Вывод. Нет страдания. Есть только боязнь потерять. Нет главного – нет сострадания, нет материнского чувства. В её любви есть только она, страшная самка. Нет красоты духа, есть торжество плоти. Это все Мценский уезд. Раз не дано любить – значит не дано сохранить в себе человека.

Слово учителя. На каторге Н.С. Лесков создает интересную ситуацию. Он ставит рядом трех женщин. Фиона – добрая, нрава мягкого, никому от нее обиды нет. Как Лизавета из “Преступления и наказания”. Лизавета – добрый посланник Бога.

Сонетка жестокая, в игры играет.

Вопрос: – Изменила ли лесковскую героиню каторга?

Ответ: – Теперь это не хладнокровная убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.

Вопрос: – Почему ее жалко?

Ответ: – Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже еще больше.

Слово учителя. Найдите в тексте.

Текст (гл.14)Она хотела себе сказать: “Не люблю же его!” и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше”.

Вывод. Чем безогляднее её любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами. А Катерина поднимается, у нее появляется готовность все отдать. Меняется и повествовательная интонация писателя: “Они равны!.. подвластная первому случаю Фиона и совершающая драму любви Катерина Львовна!” Это черная страшная трагедия. Лесков поднимается до библейского уровня.

Текст: (гл.15) “Кругом все до ужаса безобразно…. Ветер то стонет, то злится, то воет и ревет. В этих адских, душу раздирающих звуках, которые довершают весь ужас картины, звучат советы жены библейского Иова: “Прокляни день твоего рождения и умри”.

Кто не хочет вслушиваться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь еще более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает тогда на волю всю свою звериную простоту, начинает глупить, издеваться над собою, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо”.
“Что купчиха?” – спрашивает Сергей.

Сонетка идет в ее чулках. Слышится зовет жены Иова.

Заключение. Если в статье “Луч света в темном царстве” Н.Добролюбов говорит о высоких прекрасных качествах народа, то Н.Лесков говорил о моще, о неукротимой силе, которые рождаются темными силами.

Домашнее задание. Сочинение – раздумье (на выбор):

1) “Поединок роковой (драма любви Катерины Львовны);
2) “Зеркало души – ее деянья”. (В. Шекспир).

Примечание. Темы творческих заданий даны из конспекта урока “Загадка женской души”, Лидия Харина, газета “Первое сентября”, приложение “Литература”, № 4, 1998 г.

Разработки по темам (сравнить героев):

1. Сергей-Кудряш.
Вывод. Сергей в двадцать раз Кудряш. Он не имеет нравственности. Соглашается, чтобы выдрали. Не может ничего. Ему не дана любовь. Может играть. Раз не дано любить – значит не дано сохранить в себе человека.

2. Сергей – Борис.

3. Катерина Измайлова – Катерина Островского.

4. Катерина Измайлова – Варвара.

Литература

  1. Н.С.Лесков. Леди Мценского уезда. – М.: Сов. Россия, 1989.
  2. Лекции заслуженного учителя России, кандидата педагогических наук Э.Э.Кац.
  3. Лидия Харина. Конспект урока “Загадка женской души”, “Первое сентября”, приложение “Литература”, № 4, 1998.
  4. А.Н.Островский. Гроза: 9-10 классы (текст, комментарий, указатель, учебный материал) / А.Н.Островский; (сост., комментарий, учеб. материал проф. Б.А.Лапина). – М.: Эксмо, 2008.

Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. Приложение 4. Приложение 5.