Занимательные упражнения при изучении словарных слов на уроках русского языка в 5-м классе коррекционной школы VIII-го вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Программой по русскому языку специальной (коррекционной) школой VIII вида для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами.

В соответствии с программными требованиями пятиклассники должны запомнить правописание 48 слов с непроверяемой гласной («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией И.М.Бгажноковой»).

Чтобы повысить интерес к изучению словарных слов, сформировать осознанный навык написания слов, развивать психические процессы, на уроках русского языка после изучения словарных слов  использую занимательные упражнения.

1. «Собери» слово из данных букв

Р, а, д, е, с;         а, т, к, н, о, к, у, р;      л, ш, г, я, к, а, у;    п, б, о, е, а, д;

У, н, а, т, м, и;     п, д, а, р,  и, о, р;       г, р, о, й, е;        о, р, т, д, я;

2. Вставь пропущенные буквы

З…бота,  ин…й,  к…р…бль,  к…см…н…вт,  обл…асть,  ж…лтый;

3. Найди потерявшуюся часть слова

…дания (до свидания)
…ствуй (здравствуй)
…отека (библиотека)
…никулы (каникулы)
…смос (космос)
…рана (охрана)

4. Какой слог лишний?

Про, рег, бе;       верт, кон, ша;     лест, ра, ни, ца;   об, ам, ласть;
Фон, те, ка, ле;    са, ми, лют;      жёл, ва, тый;       бе, да, се, ре;

5. «Почини» слова

лицасто, дапобе, рядот, пасжирса, раблько, регбе, ресад, тыйжёл, лекколция

6. Допиши буквы в пустых клетках  и прочитай слово.

п о б            

 

к о с            

 

т е л                

 

к и л о                    

7. Ответь на вопросы (ответы ищи в словарике)

Надпись на конверте? (Адрес)
Край земли около реки, моря, озера? (Берег)
Цвет лимона? (Жёлтый)
Мера массы (Килограмм)
Животное, живущее на болоте? (Лягушка)
Разговор учеников? (Диалог)

8. а) Соотнеси имена существительные и имена прилагательные по смыслу

б) Подбери к именам существительным глаголы по смыслу (можно дать слова для справок для детей III группы).

Корабль (что делает?) …
Лягушка …
Облако …
Отряд …
Телефон …
Человек …

9. Пользуясь словами для справок, дополни предложения

В тетради работай …
В автобусе едет…
У Вовы … камней
Мы видели праздничный…
Внезапно налетел…
Состоялась экскурсия на …
У меня зазвонил …

Слова для справок: аккуратно, коллекция, Красная площадь, пассажир, салют, телефон, ураган.

10. Составь предложение

Здравствуй, школа, утро, учитель.
Ученики, Красная площадь, экскурсия.
Космос, космонавт, ракета.
Килограмм, сахар, магазин.

11. Раскрой скобки, изменяя форму слова

Возле (берег), собирать (коллекция), подниматься по (лестница),жить в Иркутской (область), находился за (граница), вернуться с (каникулы), любоваться (природа), прочитать о (герой), разговаривать по (телефон),букет из (желтые) тюльпаны, спасаться от (ураган), вынуть из (конверт), доволен (победа), закрасить (черный) цветом, окружить (забота).

12. Разыщи слово (для учеников I группы).  Если дети затрудняются  Можно предложить им слова для справок

б а е о м к а х ф
г к а н и к у л ы
з м а л ь б р в а

 

б г в е с
а д р д ж
о а ы н ф

 

ы б л а н х у п
а т д я г о ф л
п н ж т ц д а д
р г ч ь б ж р ю

 

ч щ д м н з
о б л а в ы
я в э с т ь

13. Соотнеси рисунок со словом из словаря