Социальный проект "Домик в деревне"

Разделы: Внеклассная работа


Проект “Домик в деревне” направлен на решение экологических проблем. Проект предусматривает исследовательскую деятельность учащихся. Дети и взрослые включены в практическую деятельность по благоустройству пришкольной территории,в результате возрастает их социальная активность. Результатом проекта станет благоустройство и озеленение пришкольной территории, ландшафтный дизайн. Благоустроенная пришкольная территория будет украшением школьного двора. В результате работы над проектом будет создан зеленый уголок, где можно было бы отдохнуть. Школьный участок станет местом, где каждый будет чувствовать себя комфортно.

Мы разделились на 3 группы в работе:

I группа (5-6 кл.) - проводила социальный опрос среди обучающихся, работников школы, местного населения по анкете:

1. Считаете ли вы проблему благоустройства территории школы актуальной?

2. Что вам хотелось бы создать на территории школы?

3. Хотели бы вы принять участие в благоустройстве территории?

II группа (1-3 кл.) – вошла во взаимодействие с родителями, администрацией школы.

III группа (9 кл.) - изучала средства массовой информации и локальные документы по этим вопросам.

Анализ социологического опроса и анкетирования

В социологическом опросе приняли участие 35 человек, из них 6 человек - работники школы, 9 человек - местное население и 20 - обучающиеся школы.

На первый вопрос 35 опрошенных ответили: “Да – проблема актуальна”;

Что вам хотелось бы создать на территории? 70% - хотели бы создать цветники с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;

30% - оборудовать места отдыха (беседки, скамейки). Большинство опрошенных 60% готовы принять участие в благоустройстве школьной территории.

Обработка данных анкетирования

Вывод. Большинство опрошенных респондентов считают проблему благоустройства школьного двора актуальной и готовы принять участие в его обновлении.

Анализ СМИ, ресурсов Интернета и др. источников

Приступая к разработке проекта “Домик в деревне” на первом этапе была изучена литература по благоустройству территории, выращиванию и уходу за цветочно-декоративными растениями. Полезные советы и рекомендации мы получили из различных источников.

На сайтах Интернета подобрали фотографии оригинальных малых архитектурных форм, которые можно разместить на территории нашей школы.

Школьный двор – это визитная карточка нашего образовательного учреждения, поэтому территорию необходимо изменять, дополнять и постоянно вносить какие либо творческие элементы. Но двор также должен быть эстетически привлекательным, постоянно ухоженным. Данная проблема является актуальной не только для обучающихся школы, но и для социума поселения в целом.  

На классном часе обсуждался вопрос о благоустройстве школьной территории. Предложили разработать эскизы дизайнерских композиций и схему школьной территории.

Проанализировав данные источники, мы пришли к следующим выводам:

1. Проблема благоустройства и озеленения школьной территории является актуальной не только для обучающихся, но и для общественности в целом.

2. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

3. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Современная школа ориентирована на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Поэтому то, чему ученик научится при проектировании пригодиться ему в жизни.

 Анализ нормативно-правовой базы по данной проблеме

Нами изучены нормативно-правовые акты, имеющие отношение к социальному проекту, проведен их анализ.

В результате этой работы мы убедились, что имеем право:

1. Свободно выражать свои взгляды по интересующим нас вопросам.

2.  Искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода и из различных источников, особенно такую информацию и материалы, которыенаправлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическомуи психическому развитию не только детей, но и местных жителей.

3. На свободу ассоциации и свободу мирных собраний (т.е. создавать инициативные группы и реализовывать социальные проекты).

4. На отдых и досуг, участвовать в играхи развлекательных мероприятиях.

5. На обращенияв государственные органы и органыместного самоуправления.

6.  На участие в опросе граждан.

 Вывод. Проанализировав нормативно-законодательные акты федерального, регионального и местного значения, наша проектная группа пришла к выводу, что разработка и реализация социального проекта законодательно обосновано.

Срок реализации проекта.

Предполагаемая дата начала проекта:  март 2013 г.

Предполагаемая дата окончания проекта:  сентябрь 2015 г.

Продолжительность проекта: 2 года.

Актуальность решаемой проблемы 

Школа была основана в 1989 году. Основную массу пришкольной территории составляют плодовые деревья, кустарники. Есть на школьной территории и экзоты – туя.  Школьному саду уже много лет и, разумеется, он требует серьезного отношения. Кроме того, на территории  нашей школы находится клумбы многолетних цветов, 2 из которых  имеют большую площадь. Высаживаемые цветы, несмотря на уход, плохо развиваются, и клумбы имеют непривлекательный вид. Решено на месте этих неприглядных клумб высадить новые цветочные культуры, изменить ландшафтный дизайн с помощью декоративных построек. Школьный двор – неотъемлемая часть истории школы, ее наследие. Проект “Домик в деревне” позволяет учащимся, педагогам, родителям проявить свою фантазию по благоустройству школьной территории. Работа в этом проекте дает возможность педагогам развивать в учащихся патриотические качества, активную жизненную позицию, и способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей. Роль зелёных насаждений невозможно переоценить: они создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, формируют природную среду, способствуют функциональной организации школьной территории, имеют эстетическое значение, а также могут быть использованы как природные объекты в массовом экологическом образовании. (Кружки, экскурсии)

Экологическое воспитание является  одним из  направлений деятельности школ . Но, к сожалению, изучению биологии в школе уделяется очень мало времени в учебном плане, а экология не изучается как отдельный предмет, а лишь в рамках других естественнонаучных дисциплин. Устранить данное противоречие поможет предлагаемый проект, т.к. благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования. Кроме того, тяжело наблюдать, как на улицах вокруг школы появляется неухоженность, горы мусора. Пугает равнодушие, безразличие многих жителей к проблемам благоустройства, а ведь почти все из них родители учеников нашей школы. Привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам и необходимости их решения, поможет данный проект.

Таким образом, проект “Домик в деревне” направлен на решение экологических, педагогических и социальных проблем. Необходимо создать такую пришкольную территорию, которая бы выполняла ряд функций: познавательную, развивающую, эстетическую, духовно-нравственную.

Цель: создание условий для экологического воспитания и образования, повышения социальной активности учащихся через включение их в практическую деятельность по декоративному оформлению пришкольной территории.

 Задачи:

- выяснить мнение учащихся школы и родителей о необходимости благоустройства пришкольной территории;

- изучить  экологическое состояние пришкольной территории;

- познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;

- разработать дизайн–проект школьного двора;

- провести мероприятия по благоустройству и озеленению школьного двора;

Ожидаемые результаты.

Краткосрочные результаты.

1. Результаты социологического опроса населения, учителей, учащихся, родителей.

2. Озеленение и благоустройство пришкольного участка: разбивка клумб, изготовление поделок, чистота и порядок на школьной территории.

3. Конкурс рисунков по дизайну клумб.

4. Распространение листовок для родителей

5. Получение сведений о состоянии зелёных насаждений школы.

6. Учащиеся познакомятся с основами цветоводства, овладеют агротехническими приёмами выращивания растений.

Долгосрочные результаты.

1. Повышение социальной активности учащихся и родителей.

2. Повышение уровня общей культуры населения.

3. Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и родителей.

4. У участников проекта формируются навыки коллективной работы, навыки исследовательской деятельности.

5. Улучшение экологического состояния пришкольной территории.

6. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия, толерантности.

7. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование  умения  делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.

План-график мероприятий

Мероприятия Сроки Ответственные
I. Организационный этап
1. Формирование инициативной группы из учащихся, родителей, педагогов март Меринова Н.Б
2. Проведение социологического опроса среди учащихся, родителей. март Меринова Н.Б
3.Распределение учащихся на группы. март  
4. Изучение научно-популярной и учебной литературы по основам цветоводства и ландшафтного дизайна. сентябрь-март Меринова Н.Б, ученики 9 класса
II. Практический этап
5. Исследовательская работа по изучению экологического состояния пришкольной территории сентябрь – ноябрь Меринова Н.Б.
6. Подготовка и распространение листовок. февраль, март Меринова Н.Б
7. Конкурс дизайн-проектов. ноябрь, декабрь Меринова Н.Б
Практическая деятельность.
- выращивание рассады;
- подготовка цветочных клумб и высадка рассады;
- уход и полив высаженной рассада
март, апрель;

апрель, сентябрь

Меринова Кристина, Меринова Л.А.
представители каждого класса,
учащиеся школы, учителя
8. Составление графика работы на пришкольном участке в течение всего летнего периода (летняя трудовая практика) июнь Меринова Н.Б.
III. Обобщающий этап.
9. Итоговая защита проектов. сентябрь Меринова Н.Б, дети
10. Составление перспективного плана благоустройства и дооборудования территории школьного двора. сентябрь Меринова Н.Б

Этапы реализации проекта

Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
Организационный этап
1. Выбор темы, формулирование целей проекта (через проблемную ситуацию и анкетирование).

2. Определение количества участников проекта, формирование групп

Обсудили тему проекта с учителем, получили необходимую информацию. Формулируют цели проекта. Распределяют обязанности в  группе. Мотивирует учащихся. Осуществляет помощь в формулировании цели проекта. Продумывает собственные педагогические цели, с учетом специфики проекта и педагогического процесса.
  Практический этап
1. Определение объема работы, распределение заданий среди участников проекта.

2. Сбор и анализ информации.

3. Планирование итогового продукта (материалы для выставок, оценка состояния школьной территории), проведение дизайн – конкурса, закупка необходимого материала.

4. Установление критериев оценки процесса работы, результатов.

Вырабатывают план действий. Определяют условия, необходимые для реализации проекта. Ставят промежуточные задачи. Определяют сроки. Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). Помогает составить поэтапный план, поставить промежуточные задачи.
  Собирают нужную информацию, решают промежуточные задачи. Наблюдает, советует,руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.
Результаты и выводы
Анализ информации, документов.
Формулировка выводов.
Оформление результата.
Анализируют информацию.
Оформляют результаты.
Оказывает необходимую помощь при обработке информации и оформлении результатов.
Представление итогового продукта
Представление итогов работы: наличие клумбы, поделок, оформление проекта. Отчитываются о проделанной работе. Задает вопросы в роли рядового участника.
Оценка процесса и результатов работы
Участие в конкурсе “Защита проектов” Участвуют в конкурсе . Оценивает вклад каждого учащегося, качество использования источников информации. Определяет возможность продолжения работы по выбранному направлению и качество отчета.

Бюджет проекта

Статья
расходов
Кол-во Цена за штуку
(в рублях)
Всего
(в рублях)
Привоз почвенного грунта - Спонсорская помощь -
Семена растений
Колеры
Краска
Кисти
Перчатки
6 сортов
7 цветов
2 банки
5 штук
5 пар
25 рублей
30 рублей
241 рубель
15 рублей
20 рублей
150 р.
210 р.
482 р.
75 р.
100 р.
Итого     1007 рублей

Устойчивость проекта.

Ежегодно (сентябрь, апрель) силами учащихся проводятся субботники по уборке территории.. В апреле – мае учащиеся каждого класса выращивают рассаду для школьных клумб. Родители приносят с личных садовых участков много летников.

Распространение результатов.

Выпуск школьной газеты, публикации на сайте школы, презентация работы на родительском собрании в школе, сообщение результатов на школьном конкурсе “ Защита проектов”.

Мы думаем, все прекрасно осознают важность вопроса эстетического оформления пришкольной территории. Мы приобретаем практические и теоретические навыки по созданию красоты, у нас активно развивается креативное мышление. При творческой и созидательной работе на учебно-опытном участке и на пришкольной территории прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, развивается чувство прекрасного. И чем труднее путь созидания красоты, тем прекраснее творения, нами созданные.

Наш школьный двор так хорош и прекрасен,
В нём яркие клумбы, дорожки вокруг.
Наш школьный двор цветами украшен,
Он создан трудами маленьких рук.
В нём каждый цветочек к солнцу стремится,
Искрящийся смех раздастся здесь вдруг,
Ведь в жизни мы сможем успеха добиться,
Когда всё красивым будет вокруг!

Данный проект развивает чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность, патриотизм, а жителям и гостям деревни приносит радость и пользу.

Список используемой литературы

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.

2. Вакуленко В.В. Декоративное садоводство – М.: Просвещение, 1982 г.

3. Воронцов: Цветы в саду, или 1000 цветов для вашего сада.

4. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: кн. Для учащихся – М.:Просвещение,1993 г.

5. Журналы. “Мои любимые цветы”, 2006-2007 гг.

6. Интернет-ресурсы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4