Тема урока: "Две жизни – две судьбы" (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама")

Разделы: Литература


Цели урока:

1. Совершенствование умения анализировать прозаическое произведение;

  • углубление представления о психологизме;
  • составление сравнительной характеристики героев;
  • совершенствование умения работать в группе, паре.

2. Развитие монологической речи учащихся;

  • развитие умения составлять опорную схему;
  • работа над обогащением словарного запаса учащихся.

3. Воспитание интереса к творчеству А.С.Пушкина;

  • воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оформление урока:

  • презентация (Приложение 1);
  • компьютер, проектор, колонки;
  • отрывки из оперы П.И.Чайковского “Пиковая Дама”.

Словарная работа:

  • честолюбие;
  • судьба;
  • нравственность;
  • совесть.

ХОД УРОКА

1. Звучит музыка

Ученица: В знаменитую болдинскую осень Пушкиным написаны многие известные произведения. Особое место среди них занимает небольшая по объёму, но насыщенная глубоким психологическим смыслом повесть “Пиковая Дама”. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: “Моя “Пиковая Дама” в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…”

2. Вступительное слово учителя

Л.Н.Толстой назвал “Пиковую Даму” шедевром, вот что писал о ней Ф.М.Достоевский (слайд № 2)

– Какие слова, на ваш взгляд, являются ключевыми? (Мучения, надежды, страшно, внезапное поражение)

Сегодня, завершая работу над повестью, проследим движения человеческой души, которые анализирует А.С.Пушкин. Мы попытаемся, проанализировав поступки героев, проследить на примере не одной, а двух судеб тот поединок с судьбой, в который они вступают, разгадать тайну души человеческой, ведь, как считал Ф.М.Достоевский, “человек есть тайна…” (слайд № 3)

3. Анализ повести

– Кто же эти герои, мечтающие изменить свою жизнь? Что мы узнаём о них в начале повести?

Работа в парах: один человек готовит рассказ о Германне, другой – о Лизе.

Представление героев.

I. ГЕРМАНН

Рассказ о Германне.

(Слайд № 4)

– Можем ли мы осуждать человека за желание жить богато?  (Нет, стремление жить богато – это естественное право каждого человека)

– А что же может вызвать осуждение? (Пути, которыми человек стремится к своим целям)

– Как сначала отнёсся к истории? (“Сказка, но сильное воображение не давало уснуть всю ночь и к утру воображение победило разум”)

– Докажите, что ещё до момента, когда графиня назвала 3 карты, их уже предугадал Германн. (“расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит (3), усемерит (7) мой капитал и доставит мне покой и независимость (туз)!”)

Противоречия в душе героя:

  • знание 3-х карт (всё и сразу) опровергает то, в чём Германн пытается убедить себя;
  • игрок в душе – не играл в карты;
  • сильные страсти и огненное воображение – расчёт и трезвость;
  • не раскаяние, а предрассудки привели его на похороны.

– А что подтверждает индивидуализм Германна и его желание властвовать над людьми? (Сравнение с Наполеоном)

(Слайд № 5)

Томский, на балу, танцуя, вскользь говорит о том, что на совести Германна, по крайней мере, 3 злодейства.

Вашим домашним заданием было по группам подготовить рассказ о каждом злодействе

  1. Обман Лизы.
  2. Убийство графини.
  3. “Убийство” своей души.

Итак, по стечению обстоятельств герой слышит историю 3 карт, хочет, узнав тайну, изменить судьбу.

– Что такое судьба?

(Слайд № 6)

Но ещё одна героиня мечтает изменить свою судьбу.

II. ЛИЗА

(Слайд № 7)

Рассказ о Лизавете Ивановне. (“Пренесчастное создание”, “домашняя мученица”, “в свете играла самую жалкую роль” – “была самолюбива”, “с нетерпением ожидала избавителя”)

Противоречия в душе героини: внешне – спокойная, терпеливая, покорная – в душе кипят страсти, нетерпеливая, самолюбивая. Вывод: оба “сотканы” из противоречий; не только Германн, но и Лиза стремится к своему покою и независимости.

– Какой смысл вкладывает в понятие “покой и независимость” каждый из них?

По ходу урока мы будем обобщать и систематизировать материал, оформляя его в виде опорной схемы.

(Слайд № 8)

– Кем становится Германн в погоне за богатством?

– А Лиза, преследуя свою цель?

(Слайд № 9)

Пушкин называет своего героя скрытным и честолюбивым человеком.

– Дадим определение словам “честолюбие” и “нравственность”

(Слайд № 10)

– А когда автор ещё раз, но уже открыто говорит о человеке без нравственных правил. (В эпиграфе к 4 главе)

– О чём пойдёт речь в этой главе? (Об убийстве графини, о прозрении Лизы)

Сделаем вывод: какими путями идёт Германн к достижению цели? (Безнравственными, преступными)

В жизни судьба каждому из нас предоставляет право выбора: по какому пути идти.

– А была ли у героя возможность выбора? (Судьба предоставила шанс к спасению через любовь. Ночью дилемма: куда идти: в комнату Лизы или кабинет графини)

– Что определяет выбор человека? Совесть.

(Слайд № 11)

(Но у Германна совесть умерла. Он переживает из-за того, что не узнал тайны, а не из-за смерти графини. “Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором…”, “…я готов взять грех ваш на свою душу”. Сравнение с Мефистофелем – продал душу дьяволу.

– Как чувствует себя Лиза после смерти графини?

(Искренне раскаялась. “Она сидела, сложа крестом голые руки, наклонив на открытую грудь голову …” Она защищается от “дьяволизма” Германа.

(Слайд № 12)

– Когда у Германна возникает иллюзорность достигнутой цели? (За карточным столом. Власть, уважение – все уступили место, всеобщее внимание, ещё миг – и он сказочно богат)

– За что судьба наказала Германна? (Сыграл, но не за карточным столом, а в жизни. Поставил на кон всё: честь, совесть, любовь, душу. Отступил от нравственных принципов, нарушил моральные законы – и проиграл)

– Как судьба распорядилась жизнью каждого из них?

(Слайд № 13)

– Имеет ли право человек на ошибки? (Да, но должен вовремя понять, осознать их и встать на путь исправления)

– Объясните это на примере наших героев.

На долю каждого героя выпало испытание. Германн поддался искушению быстро, не прилагая усилий, разбогатеть. Нарушил христианские заповеди. Ради достижения цели “продал душу дьяволу” – и потерпел полный крах. Лиза тоже сначала поддалась искушению. Она мечтала об избавителе и сама не поняла, как за три недели согласилась на ночное свидание с человеком, которого совершенно не знала. Лиза осознала, что стала слепым помощником убийцы.

4. Вывод.

А.С.Пушкин показывает два пути достижения цели и приводит нас к выводу, что нарушение нравственных заповедей – разрушительный путь для человека.

5. Домашнее задание.

Есть всем известная пословица: “Человек сам кузнец своего счастья”.

Вашим домашним заданием будет написать сочинение-рассуждение, объяснив смысл этой пословицы на примере судьбы Германна.