Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Гуси-Лебеди". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: комбинированный.

Формируемые УУД

Познавательные универсальные учебные действия:
– ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
– понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении;
– принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.

Личностные универсальные учебные действия:
– первоначальные представления об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность;
– способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
– доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

Регулятивные универсальные учебные действия:
– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” В.Ю.Свиридова, текст сказки напечатанный на отдельном листке, дерево Добрых дел, мультимедиа.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души –
До чего ж мы хороши!

Актуализация знаний

Презентация. Слайд 2

– Посмотрите на рисунок. Что делает белочка?

(Угощает дятла шишкою.)

– Почему она решила поделиться шишкою с дятлом?

(Видно, что дятлу холодно и голодно.)

– Как вы думаете, почему радуются бельчата и солнышко?

(Они рады добрым делам белки.)

– Подумайте, какими вырастут бельчата?

(Они будут добрыми и отзывчивыми, как их мама.)

– По вашему мнению, добрые дела могут сделать злого человека добрее?

(Да, могут.)

2. Целеполагание.

– Вчера мы познакомились с русской народной сказкой “Гуси – Лебеди”. Кто в этой сказке отрицательный герой?

(Баба – Яга.)

Слайды 3, 4, 5

– А кто такая Баба – Яга?

(Старая бабушка.)

– Как вы думаете, почему бабушка превратилась в Бабу – Ягу?

(В её жизни было мало добра.)

– Может ли этот герой стать лучше от добрых дел?

(Думаем – да.)

– Чему нам надо научиться сегодня?

(Находить нужные отрывки в тексте сказки.)

– Какую задачу поставим на урок?

(Превратить Бабу – Ягу в добрую бабушку при помощи наших добрых дел.)

3. Работа по тексту сказки.

– Выделите зелёным карандашом предложения, где говорится о первых мгновениях встречи с героями сказки, от помощи которых она сначала отказалась.

(Дети работают на листке с напечатанной сказкой, раскрашивая нужный отрывок заданным цветом.)

– Назовите их в порядке встречи с девочкой.

Слайд 6

– Выделите красным карандашом предложения о том, что предлагали они девочке, и причину её отказа.
– Молодцы!

Слайд 7

– Посмотрите, как похорошела Баба – Яга!

– А сейчас я предлагаю вам порадовать её букетиком цветов, какая женщина не любит цветы!

Физкультминутка.

Слайд 8. Гимнастика для глаз.

– О, чудо! Посмотрите, разве эта бабушка похожа на Бабу – Ягу? (Слайд 9)

Давайте попробуем ещё порадовать нашу Бабушку – Ягу знанием русского народного творчества. Русский народ сложил много поговорок и пословиц о добре. Восстановите пословицы, выбрав одно из предложенных слов.

Слайды 10, 11, 12

– Посмотрите, что сделала наша забота с Бабой – Ягой! (Слайд 13)

Это теперь не Баба – Яга, а Бабулечка – Ягулечка!

Скажите, какой была бы сказка, если бы героиней была бы Бабулечка – Ягулечка!

(Доброй, она спасла бы братца, и привела его домой.)

4. Рефлексия.

– Объясните смысл пословицы, на примере волшебного превращения Бабы – Яги в добрую бабушку.

У заботливого садовника всякое деревце плоды приносит.

(Добрые дела способны даже из самого закоренелого злодея сделать милого человека.)

– Заботливым садовником может стать каждый из вас. Перед вами дерево Добрых дел, напишите одно доброе дело и прикрепите его на дерево.

(На доске висит большое дерево без листьев, у каждого ребенка на парте лежит листок, на котором он пишет одно доброе дело и прикрепляет его к стволу, получается одно большое дерево Добрых дел.)

– Спасибо. Дома, при желании, вы можете рассказать о волшебстве добра родителям, а кто хочет – написать рассказ, чтобы он заканчивался пословицей: Добро украшает человека.

Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей!