Иностранцы в стране – проблема?

Разделы: Иностранные языки


«Иностранцы в стране» это одна из самых глобальных и животрепещущих проблем в современном мире. В странах Европы таких как Германия, Франция, а теперь и в России, где иностранцами стали жители бывших стран СССР, необходимо решить многие проблемы: различие культурных традиций, религиозных ценностей, порой борьба религий, взаимоотношения иностранцев с местными жителями, трудоустройство и  жильё.Поэтому так важно рассказывать и пропагандировать уважение, доброжелательное отношение к разным национальным культурам, к традициям, и религиям.

Необходимо как можно чаще освещать  для молодёжи современные самые злободневные проблемы общества, именно на уроках. Тема «Иностранцы» есть в учебнике для 10 класса «Deutsch, Kontakte 10-11», где учащиеся получают первичные данные о жизни иностранцев в Германии. Каждый тринадцатый  житель ФРГ - иностранец. Интересно отметить, что каждый четвёртый иностранец живёт не менее тридцати  лет в Германии,  для многих Германия стала новой Родиной: здесь родились их дети, учатся в школе, получают  образование,  профессию и работу.

Наиболее крупная национальная группа среди иностранных сограждан - турки, которых в Германии насчитывается 1,8 миллионов. Опрос турецких мигрантов показал, что 2/3 абсолютно не имеют желания вернуться на историческую родину, а более половины считают, что жизнь их больше связана с Германией, нежели с Турцией. На втором месте - 950.000 лиц из бывшей Югославии, на третьем - 560.000 итальянцев. Сведения  о том, что  иммигранты отнимают у местных жителей рабочие места, не соответствуют действительности.В текстах из „Übungsbuch“приводятся  аргументы о том,  чтовсё  больше иностранцев основывают  в  Германии  собственные предприятия.Наиболее  заметна  тенденция  к  основанию собственных предприятий турками,  - особенно  в земле  Северный  Рейн-Вестфалия, где сосредоточена большая часть всех турок, проживающих в  Германии. Они являются  важным  экономическим  фактором, потому, что создают рабочие места. 

Я просмотрела учебники для начальной школы в нашей стране и в Германии. Обратила внимание на то, что в немецких  учебниках начальной школы есть стихи- молитвы, призывающие детей с малых лет к дружбе, любви и уважению друг к другу всех рас и национальностей. Например,“Kinderhände“, „GebetfürKinder“, “AlleKinderdieserErde“, „DasböseWort“, „LieberGott“ идругие.
Проблема иностранцев особенно актуальна в наши дни, поэтому я ставила своей цельюна стихотворном материале, как части межкультурного общения, зародить в душах детей искру дружелюбия и толерантного отношения к другим нациям и национальностям, пробудить внутренние мотивы понятия, что мы все разные, но это не значит, что мы враги друг другу,погасить пламя неприязни, вражды и ненависти.

Свой урок я начала с  определения  понятия  «fremd», что значит быть«чужим» в другой стране, и  со стихотворением  немецкого писателяH.Mainz„Anders“, который сказал, что мы разные, другие, но не враги. Нельзя ненавидеть человека только за то, что у него другой цвет кожи или  другая вера. Почувствовать себя иностранцем можно лишь став  в другой стране иностранцем. Я привожу в качестве примера стихотворение „MeinPapaistAusländer“. Мнения коренных жителей страны об иностранцах различные: положительные и отрицательные, но все согласны с тем, что нельзя представить сегодняшнее общество без иностранцев, без взаимопроникновениякультуры, обогащения языка, технического сотрудничества. “DasOhne-Ausländer-Quiz“ этому доказательство.

По этому материалу составлена презентация. Четко обозначены направления:
1. Что значить быть иностранцем в другой стране?
2. Что думают об иностранцах коренные жители?
3. Можно ли представить современное общество без иностранцев?
4. Чтонеобходимо сделать длясохранения  и улучшения добрососедской совместной жизни?

Цель урока: научить учащихся высказывать своё мнение по теме: «Иностранцы в Германии. Проблема?»; сформировать у учащихся навыки  работы со стихотворным материалом как частью межкультурного общения.

Образовательная цель: приобщать учащихся к другой национальной культуре, расширять образовательный кругозор.

Развивающая цель: учить сравнивать, аргументировано выражать своё мнение, прогнозировать информацию,  монологически высказываться по теме. Развивать творческое мышление.

Воспитательная цель: воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности,  развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать гуманное и уважительное отношение к окружающим, толерантности и культуры человеческих отношений.

Презентация.

Ход урока

Блок, этап урока

Деятельность учителя

Информационно-содержательное и смысловое  пространство

Деятельность учащихся

I. Орг.момент:

Приветствие учащихся

Guten Tag! Wie geht es Ihnen? Sind Sie bei guter Laune? Es freut mich, Sie  gesund und munter zu sehen.

Отвечаютнавопросы

II. Актуализация темы урока.

Просит учащихся сформулировать тему урока, прослушав высказыва-
ние.
Речевая зарядка.

Schauen Sie sich das Bild an. Hier sehen wir die Menschen verschiedener Nationen  und Nationalitäten. Viele von ihnen sind Ausländer. Ausländer ist ein Mensch, der für uns fremd ist. Stimmt das? (слайд № 2)

 

Совместная формулировка содержания урока

Слушают и отвечают на вопросы.
Приходят к заключению, что мы будим говорить о  проблемах иностранцев в Германии.
Формулируюттемуурока. “Ausländer in Deutschland. EinProblem?“

III. Актуализация речевого материала

1. Предлагает учащимся  заполнить кластер. 
Мозговой штурм.
2. Wir können nicht „fremd“,sondern  „anders“ für einander sein.

1. Wasbedeutet ineinemLandfremd zu sein?

(работа с интерактивной доской, в центре слово «fremd», сначала учащиеся называют общие понятия, затем раскрывают значения в предложениях) (слайды № 3,4)
2. Der deutsche Dichter H.Mainz hat diese Frage mit dem Wort „ anders“ beantwortet. Ihre Meinung dazu.(слайд №5)

Учащиеся настраиваются на активную работу.

 

Высказывают своё мнение к стихотворению немецкого поэта.

IV. Активизация речевого и языкового материала

Вопросно-ответнаябеседа:
1.Woher und wozu kommen die Ausländer  nach Deutschland?
2.Welche Meinungen haben die Deutschen zum Thema „Ausländer?“

 

 

 

 

3.Wie ist es in unserem Land? Was halten Sie persönlich von diesem Thema?

1.(слайд №№ 6,7 )

 

2.1.Können die Ausländer gut Deutsch?
2.2. Bringen die Ausländer Unordnung, Lärm, Streit?
2.3.Passen sie sich an deutsche Lebensweise an?
2.4.Bereichern sie die Kultur der Deutschen?
2.5.Bringen sie neue Sitten mit?
2.6.Verstehen sie sich mit den Menschen anderer Nationalität gut?
2.7.Wünscht man sie zurück, wo sie herkommen?
2.8.Sind die Ausländer genauso verschieden wie die Deutschen selbst? (слайд № 8)
3.1.Gibt es viele Ausländer in unserem Land?
3.2.Aus welchen Ländern kommen sie?
3.3.Welche Probleme haben die Ausländer in unserem Land? 
3.4.Welche Vorurteile gibt es in unserem Land gegen Ausländer?

Учащиеся дают полные ответы с обоснованием.

 

 

 

 

Делают вывод, объясняя свою точку зрения.

 

V. Организация говорения на основе  чтения  поэтических текстов.

Die Deutschen können auch Ausländer sein. Lesen Sie das Gedicht vor und denken daran.

«Mein Papa ist Ausländer» (слайд №9 )

Учащиеся делают вывод, что мы все иностранцы на нашей земле. Wir sind alle Ausländer- fast überall.

V(1). Развитие умения аргументировано выражать своё мнение, находить для этого необходимые  доказа-тельства.

Die Deutschen bilden  in  ihren  Kindern Toleranz, Freudschaft, Beachtung zu den Kindern anderer Nationalitäten. Lesen Sie zwei Gedichte aus dem deutschen Lehrbuch für die Grundschule.  Äußern Sie bitte Ihre Meinung dazu.

1. „Alle Kinder dieser Erde“
2. “GebetfürKinder“. DieSonnescheintallengleich! (слайд №10 )

 

Высказывая своё мнение, учащиеся  считают, что полезно детям с1-ого класса внушать, что все нации  разного цвета кожи равны, что земля наш общий дом и всем светит одно солнце.

V(2). Совершенствование  умения обосновывать свою точку зрения

Was Ihrer Meinung nach könnte uns helfen die negativen Erschei-nungen überwinden? Wofür und wogegen sind Sie?

Наинтерактивнойдоскеданыопорныеслова:Manmuss “Brücken” bauen…
Manmussnichtjederhassen, der…
(слайды №11, 12, 13)

Учащиесядаютчёткиеответы, аргументируя «за» и «против»  икакие «мосты» нужнопостроить.

V(3).

Die Ausländer ändern das Leben der Deutschen.

Wie? (слайд № 14)

 

Учащиеся делают вывод, что  современное общество нельзя представить без взаимопроникновения культур народов.

VI. Викторина

Kann man heutige Gesellschaft ohne Ausländer vorstellen? Das Ohne-Ausländer-Quiz. Suchen Sie die Antworten im Gedicht.

Wissen Sie, (приложение 1) (слайд №15)
1. Woher die Pizza kommt?
2. Wie eine Käsesorte aus Frankreich heißt?
3. Wofür  besonders die Schweiz bekannt ist?
4. Wie die gesprochene Musik aus Amerika heißt?
5. Woher die Döner-Kebabs kommen?
6. Wo die Pommes frites erfunden wurden?
7. Welches Getränk aus dem Ausland kommt?

VII.Рефлек-сия, постанов-ка новых целей

Wir alle sind anders für einander, aber wir können und müssen friedlich auf unserer Erde leben. Für viele Ausländer ist Deutschland eine neue Heimat. Aber nicht alle Menschen haben „gleiche“ Vorstellung von „Heimat.“
Объясняет домашние задание, предлагает выполнить его презентацией или видеоро-ликом. Даёт примерный план ответа и опоры.

(Слайд№16)
1. Was bedeutet für Sie  Heimat?
2. Was könnte für Sie Heimat bedeuten?
3. Was verstehen Sie unter Heimat?
4. Wie würden Sie Heimat definieren?

 

 

 

 

 

 

Опоры:
1. Für mich gehört zur Heimat, dass……
2. Ein Stück Heimat ist für mich zum Beispiel…………
3. Unter „Heimat“ verstehe ich……...
4. Heimat ist für mich….

VIII. Подведение итогов

Предлагает дать оценку уроку, дает анализ деятельности учащихся на уроке.

 

Учащиеся выражают своё мнение об уроке и своей деятельности на уроке.

Приложение №1

Ohne Ausländer   

von Barbara Rhenius
Döner Kebab gleich ums Eck 
Auf dem Marktplatz ein Big Mac,
Türkenshops, Amerika:

Ohne sie wär das nicht da!
Pizza und Spaghettieis,
Frühlingsrolle, Nudeln, Reis:
In Italien ausgedacht,
Von Chinesen mitgebracht.

Griechen brachten uns Rosinen,
Spanier schicken uns Apfelsinen,
Ketschup kommt von Japanern
Weihnachtsobst von Afrikanern.

Asterix und Obelix,
Camembert und auch Pommes frites,
Hast du drüber nachgedacht?
Das hat Frankreich uns gebracht.

Rap und Michael-Jackson-Songs,
Hamburger und Fruchtbonbons,
Chips und Jeans und vieles mehr…
Alles kommt vom Ausland her!

Ohne Ausland kein Kaffee!
Kelly-Family: Ade!
Niemals wieder Schokolade!
Ehrlich: Wäre das nicht schade?

Was die Ausländer uns schenken:
Ohne all das möchte ich
Mir ein Leben nicht mehr denken!