Урок русского языка по теме "Имена собственные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: на практическом материале подвести учеников к понятию "имена собственные", к их написанию с большой буквы.

Задачи урока:

  • Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных.
  • Начать обобщение знаний о написании большой буквы в именах собственных и первого слова в предложении.
  • Развивать речь и мышление учащихся.

УУД: Метапредметные:

Регулятивные:

  • Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • Определять степень успешности своей работы и работы других;
  • Проверять и оценивать друг друга.

Познавательные:

  • Умение ориентироваться в учебнике;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Учиться работать в группе.

Коммуникативные:

  • Развивать умения договариваться о совместной работе;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • Умение слушать других;
  • Предлагать помощь, сотрудничество.

Личностные:

  • Формировать умение высказывать своё отношение к работе;
  • Эмоционально "проживать" текст, выражать свои эмоции.

Планируемые результаты:

  • научатся объяснять написание слов;
  • писать имена собственные с заглавной буквы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карточки с заданиями для работы в парах и в группах, карточки со словами для выбора правильного ответа, учебник русского языка А. В. Поляковой для 2 класса, смайлики, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Аутогенная тренировка.

- Теперь закройте глаза, повторяйте со мной:

"У меня хорошее настроение. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке".

Встаньте ровнее.
Головки повыше, спинки прямее!
Тихо сядьте все за парты.
Ровно руки положите,
На меня все посмотрите.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний. (Слайд 2)

Дети. Дюймовочке. О. Очень. Любят. Сказку.

- Прочитайте. Что можете сказать?

- Какое задание можно предложить для выполнения?

- Какое предложение получится?

- Как его запишем?

- Что вы заметили?

3. Выход на проблему.

- В каких случаях мы используем написание заглавной буквы?

1)

А учительница с нами через улицу идёт -
Словно буква прописная за собой строку ведёт: (Начало предложения)

2) Назовите настоящее имя Царевны-лягушки. (Василиса Премудрая)

Как звали отца Буратино? (Карло)

Кто одолел Тараканище? (Воробей)

Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку)

В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? ("Гуси-лебеди")

В какой деревне разносит почту Печкин? ( В Простоквашино)

Что такое Лена? (Река Лена)

Как звали собаку Мальвины? (Артемон)

- Что интересного вы заметили в словах-отгадках викторины и в заданиях викторины?

- Выберите правильные написания. (Слайд 3)

(Таблички по группам: имена и фамилии, клички животных, названия рек и деревень, названия книг, нарицательные существительные).

- Какая группа лишняя? Почему? (нарицательные)

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Чему вы должны научиться?

4. Физминутка.

Руки вверх, проснулось Солнце
И тихонько поднялось
Наклонилось вправо, влево
И в улыбке расплылось
Покрутилось, повертелось,
На земную глянув ось,
И с хорошим настроеньем
За работу принялось.

5. Решение проблемы. Работа в парах.

Задание по рядам - найдите одинаковые слова и запишите их правильно.

1) Собирала (М, м)аргаритка
(М, м)аргаритки на горе.
Растеряла (М, м)аргаритка
(М, м)аргаритки во дворе.

2) Возвращаясь под вечер с (П,п)оля
Потеряла (С, с)ерёжку (П,п)оля.
Ту (С, с)ерёжку нашёл (С, с)ерёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя (С, с)ерёжка!

3) На виду честного (Л, л)юда
Трусит ехать с горки (Л, л)юда.
А у (С, с)ани, а у (С, с)ани
С горки сами мчатся (С, с)ани.

- Какие одинаковые слова вы выписали?

- А написали их одинаково? (Проверка. Слайды 4-6)

- А чем они различаются?

6. Первичное закрепление.

Работа по учебнику - с. 43, упр. 76. Комментированное письмо.

Правило на с. 43.

7. Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои, (Смотрим на ладоши)
Их, как хочешь, поверни:
И вот этак, и вот так, (Потираем руками)
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладони друг с другом соседом по парте)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

8. Систематизация знаний.

1) Работа в группах. Карточки

С большой буквы.

Вот село (В,в)ысокое. Это - кот (П,п)ушок.

Место здесь (В,в)ысокое. Он и вправду, как (П,п)ушок.

Вот моя подружка (р,Р)оза. Вот какая чудо-(р,Р)ыбина!..

А в руках подружки - (р,Р)оза. Рисовала Люда -(р,Р)ыбина.

- Проверьте, у вас так получилось? (Слайд 7)

2) Работа по учебнику. Упр. 77, с. 44. Самостоятельная работа.

9. Рефлексия.

- Какие цели мы сегодня ставили?

- Каких целей достигли? (Выслушать ответы детей.)

- Чтение стихотворения "Прописная буква" В. Измайлова.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак! (Слайд 8)

10. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов. Покажите учителю и друг другу. (Слайд 9) Дома: упражнение 78 (выборочно), с. 44-45 (Слайд 10)

Презентация.