Развитие связной речи. Логопедическое занятие "Овощи и фрукты Ростовской области"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные задачи: расширение, уточнение и активизация словаря по теме “Овощи и фрукты Ростовской области”; совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, употребление существительных в форме родительного падежа); отработка навыков диалогической речи, умение составлять краткий описательный текст.

Коррекционно-развивающие задачи: коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении ;развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Предварительная работа. Экскурсия на рынок, рассматривание овощей, приготовление овощного салата, беседа о пользе овощей. Разучивание пальчиковой гимнастики “Хозяйка однажды с базара пришла”.

Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок Логопедическое занятие. Развитие связной речи.
Класс 4 класс
Этап Время, прод-ть этапа Активный метод обучения (прием, способ, техника) Подробное описание АМО (приема, способа, техники)
Инициация 3-4 мин. Метод с использованием общеразвивающих упражнений и самомассажа. Цель: организация учащихся к проведению урока, создание доброжелательного отношения к друг к другу.

Группы: все учащиеся (13 человек)

Проведение: обучающие стоят около парт. Рефлексия - положительного настроения и эмоционального состояния. Обучающие стоят около парт с закрытыми глазами. Включаем музыку с пением птиц, закрываем глаза и переносимся в сад. Теплое солнышко нагревает наши ручки (поглаживание от ладоней к плечам) музыка шум ветра, подул прохладный ветерок (массаж волосяной части головы). Музыка капли дождя, пошел мелкий осенний дождик (самомассаж кончиками пальцев по лицу). Пение птиц музыка, и опять выглянуло теплое солнышко и согрело нас лучами (обнять себя) и улыбнуться друг другу. Открыть глаза.

Вхождение или погружение в тему.

Формирование ожиданий учеников

2-3 мин. Метод “Я хочу научиться”

Материалы; карточки с геометрическими фигурами; карточки с буквами.

Цель: выяснить ожидания учащихся на данном уроке.

Проведение: обучающиеся заранее разделены на малые подгруппы. На доске зашифрована тема урока, перед обучающимися на столах лежат карточки с геометрическими фигурами, на которых написаны буквы. Необходимо соотнести геометрические фигуры и прочитать тему урока (фигуры, цвет, форма). Тему урока записать в тетради.

Интерактивная лекция 12-14 мин. Метод использование игры-презентации “ Идем в огород”

Метод просмотра учебного фильма.

Цель: оживление внимания структурирование материала.

Проведение: вы знаете, что Ростовская область богата овощами и фруктами.

Какие условия способствуют росту овощей и фруктов? (Была проведена подготовка детей, доклады по 2–3 предложения)

1. В Ростовской области продолжается сбор урожая. Благоприятные условия способствуют наращиванию объёмов производства овощей и фруктов.

2. Основным богатством Ростовской области являются плодородные земли – чернозёмы.

3. Климат области способствует росту овощей и фруктов. Обилие солнечного света тепла. Зима относительно тёплая. Лето сухое и жаркое.

Работа в группе интеракция “учитель - класс” игра-презентация “Идем в огород” (Дети выбирают символ, в котором скрыта загадка, отгадывают её и получают новые знания о том, что можно приготовить из данного овоща).

Фрукты. Просмотр учебного фильма о сборе фруктов. Интеракция малая группа – класс. Работа по вопросам.

В какое время года собирают фрукты?

Какую технику используют для сбора фруктов?

Хранение и консервирование фруктов.

Эмоциональная разрядка (разминка) 3 мин. Метод снятия усталости и напряжения с глаз используя зрительный тренажёр.

Цель: снять напряжение и усталость с глаз, поднять настроение.

Работа со зрительным тренажером под музыкальное оформление.

Проработка содержания темы 10 мин. Метод заполнение электронной таблицы.

Метод моделирования фразы по опорным словам

(Работа по карточкам), составление связного текста.

Цель: проверка знаний и умений учащихся, оценивание самостоятельно выполненных заданий.

Проведение самостоятельной индивидуальной работы по электронной таблице. С последующей взаимопроверкой. В роли консультанта учитель.

Название

Что можно приготовить

Сок из .... Какой?

помидор

   

капуста

   

картофель

   

груша

   

слива

   

Упражнения в моделировании фразы по опорным словам.

(Работа по карточкам).

Каждому ученику дают 1/2 часть альбомного листа с начерченной строкой, имеющей прорези; в конверте лежат карточки с отдельными словами, которые ученик должен вставить в эти прорези так, чтобы получилось требуемое предложение - тогда на обратной стороне на концах этих карточек можно будет прочитать слово "верно". Составленные предложения крепятся на доске.

Всю осень люди собирают урожай. В саду поспели яблоки и груши. На огороде краснеют вкусные помидоры. На картофельном поле работает трактор. Большие кочаны капусты грузят в машину. Идёт заготовка овощей и фруктов на зиму.

Подведение итогов 3 мин.   Цель: подведение итога урока, создание позитивного настроения и желания прийти на следующий урок.

Отметить на дереве с волшебными яблоками разного цвета уровень успеха и эмоционального состояния.

На доске рисунок яблони, каждый учащийся выбирает яблоко по цвету и прикрепляет на дерево.

Красное - мне понравился урок я хорошо на нем работал.

Желтое - мне понравился урок, но я не все понял.

Зеленое - мне было скучно.

(В школе VIII вида домашнего задания по развитию речи не задают).

Эмоциональная разрядка 1 мин. Игра "Соберем урожай" Цель: развитие общей и мелкой моторики, положительных эмоций.

Игра "Соберем урожай" (имитируем движения).

Собираем яблоки (потянулись).

Капаем картофель (наклонились).

Собираем помидоры (приседаем).

Заключительная часть корзина с фруктами и овощами - собранный урожай.

Спасибо за урок.