Добро и зло

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цель урока: развивать представление у детей о добре и зле.

Задачи урока.

Обучающие:

- понимание учащимися добра и зла.

Развивающие:

- развитие навыков анализа предлагаемого материала;

- развитие навыков работы с текстом;

- развитие навыков представления своей позиции.

Воспитательные:

- воспитание стремления совершать добрые дела;

- способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим;

- воспитание уважения к чужому мнению.

Оборудование урока: сказочные герои: Незнайка, Буратино, Мальвина, Карабас-Барабас, Кот Леопольд; карандаши, ключик, чёрный сундук, качества добра и зла на отдельных листах, цветок, дерево добра, текст трёх рассказов, картинки хорошие и плохие поступки, песня “Про друзей из мультфильма Маша и медведь”.

Этапы урока.

1. Организационный (1 мин.)

2. Вводно-мотивационный (2 мин.)

3. Актуализация знаний (3 мин.)

4. Изучение нового материала (29 мин.), физкультминутка (1 мин.)

5. Первичное закрепление материала (3 мин.)

6. Выводы по уроку (5 мин.)

7. Организация изучения домашнего задания (1 мин.)

Ход урока

1 этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, так как мы сегодня попадём в замок! Прочитайте, пожалуйста, слова Л.Н. Толстого.

Ключевые слова сегодняшнего урока. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой). К этому высказыванию мы вернёмся позже.

2 этап

А наше путешествие я хотела бы начать, с православной поговорки, которая нас направит на верный путь к замку! А что это за замок и кто там живёт – вы назовёте сами!

Православная поговорка.

Мудрый старик учил своего внука:

– В каждом человеке идет борьба двух волков. Черный волк – это зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Белый волк – мир, любовь, надежда, истина, доброта, верность…

– А какой волк в конце концов побеждает? – спросил внук.

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Пусть в ваших душах всегда побеждает Белый волк!

Учитель: Дети, как вы думаете, что это за волки, которые борются в человеке? И что за тема нашей экскурсии? (Ответы детей: Каждый человек выбирает, как ему вести в той или иной ситуации. Чёрного волка можно сравнить со злом, а белого с добром. Именно добро и зло борются в каждом человеке. Учащиеся анализируют поговорку, фронтальное обсуждение, дети сами должны назвать тему урока.

Учитель: Верно ребята! Молодцы! Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

3 этап

Учитель: Мы начинаем нашу экскурсию и попадаем в большой замок добра, здесь нас ждёт много интересного и познавательного. В добрый путь! У входа нас встречает Незнайка.

Незнайка: Добрый день, я рад вас видеть в нашем замке добра, но для того чтобы пропустить вас вы должны ответить на мой вопрос, считаете ли вы себя добрыми и почему? А каких людей вы считаете злыми?

Дети отвечают на вопросы Незнайки.

Учитель: Добрый человек способен сострадать, сопереживать, сочувствовать и способен представить себя на место другого. Способность или умение, то есть то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.

Незнайка: Теперь ребята, вы можете отправляться в творческий зал, для этого вам потребуется волшебные карандаши, я их вам дарю, потому что вы справились с моим заданием! Доброго пути!

4 этап

Творческий зал

Мальвина: Добрый день девочки и мальчики! Я очень рада вас видеть. А вы справились с вопросами Незнайки? Какие вы молодцы. Здесь вас ждёт следующее задание. Ребята, как вы думаете, с чем можно сравнить добро и зло, подумайте и зарисуйте в тетрадь.

Учащиеся размышляют, с чем можно сравнить добро и зло. Работа в группах. Фронтальная работа при проверке.

Мальвина: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились! Всего доброго! Дверь в следующий зал “Подумай-кА”, вы откроете сами, вам понадобится этот золотой ключик, но не потеряйте его, потому что он может вам понадобится в любой момент!.

Буратино: Здравствуйте, дети! Вы попали в зал “Подумай-кА”. Я даю вам задание, посмотрите пожалуйста на экран и скажите, кто из ребят делает добрые поступки, а кто нет!

Картинки списывание, мальчик переводит бабушку через дорогу. (Дети рассматривают картинки объясняют ситуации)

Учитель: У добра и зла есть свои определенные качества.

Буратино: Вот незадача, качества добра и зла все перепутались, так как порой зло может казаться добром!

Учитель: Ребята, давайте же поможем Буратино разобраться, что относится к добру, а что к злу! На доске записаны ряд качеств, которые необходимо отнести к добру или злу. Слова: честность, жадность, сострадание, милосердие, эгоизм, жадность щедрость, лень, правда, ложь, мужество, благородство, уважение, ненависть, бережливость, справедливость, трусость, агрессивность, дружба.

Буратино: Дети, давайте добрые качества мы поместим на дерево добра, а зло в чёрный сундук!

Дети рассуждают и выполняют задание.

Буратино: Ребята, как же вы мне помогли! Спасибо вам большое, и я теперь буду знать, что такое добро и зло!

Учитель: Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы у вас было много друзей! (Ответы детей)

Учитель: Конечно добрым и отзывчивым, так давайте немного отдохнем и споём песню о дружбе. (Из мультфильма Маша и медведь)

Буратино: Какая хорошая песня! Ребята, вы такие дружные, молодцы! Но вам нужно продолжать свой путь по нашему замку добра! Удачного дня! Будьте осторожны, в замок может проникнуть злодей и притвориться добрым! Возьмите этот замечательный цветок, он вам пригодиться!

Учитель: Карабас-Барабас, а ты что здесь делаешь?

Карабас-Барабас: Я пробрался в замок, чтобы всем доказать, что зло всегда побеждает.

Учитель: Нет Карабас-Барабас, добро всегда побеждает зло и добрых поступков люди делают больше. Учитель делит детей на 3 группы и раздаёт рассказы.

1 рассказ

“Мальчик и старик”

На улице играл маленький мальчик. Мимо него шел старик. Старик упал. Мальчик подбежал и помог ему подняться. “Спасибо, сынок”, сказал старик.

Учитель: Карабас, верно ли поступил мальчик?

Карабас-Барабас: Конечно нет, еще время тратить на помощь кому-то незнакомому.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, какой это мальчик и как вы бы поступили в этой ситуации? (Дети высказывают свои позиции и приходят к одному мнению, что мальчик добрый и к пожилым людям необходимо относиться с уважением!)

2 рассказ

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

В.А. Осеева

Учитель: Карабас-Барабас, а сейчас, как ты думаешь, правильно ли мальчики поступили?

Карабас-Барабас: Не могу понять, за что же им должно быть стыдно?

Учитель: Дети, объясните, пожалуйста, правильно поступили мальчики и как бы вы поступили! (Ответы детей)

Учитель: Верно ребята, мы должны проявлять не только добро к окружающим нас людям, но и к животным, которым необходима наша забота!

Учитель: Ну а сейчас ты понял, Карабас-Барабас?

Карабас-Барабас: Понял, что бездействие тоже может быть злом!

3 рассказ

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

- Завтрак потерял…

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? – спросил Миша.

- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Учитель: Ребята, кто из ребят поступил правильно? А как бы вы поступили? (Дети отвечают на вопросы учителя)

Учитель: Карабас, ты понял кто же настоящий товарищ и друг.

Карабас-Барабас: Кажется я начинаю понимать, что людям нужно помогать и как важно быть добрым! Спасибо, ребята, что помогли мне во всём разобраться!

Учитель: Карабас, тебе мы дарим вот этот цветок, будь всегда добрым, дружелюбным и отзывчивым!

5 этап

Учитель: Что же у нас получилось. Мы узнали, что такое добро и зло, и какова роль именно добра в нашей жизни. А теперь попытайтесь определить своё отношение к высказыванию Л.Н. Толстого.

Карабас-Барабас: Теперь вы можете отправляться в зал “Пожелай-ка”, вас будет встречать Кот Леопольд! До свидания!

Учитель: Добро всегда должно быть бескорыстно. В противном случае это не добро, оно должно быть щедрым, и не требовать вознаграждения.

6 этап

Кот Леопольд: Добрый день! Ребята, а давайте немного поиграем, попробуем сказать друг другу добрые и теплые слова! Игра “Пожелай-ка”, Каждый ученик, получая в руки мяч говорит пожелания, добрые и теплые слова одноклассникам

Кот Леопольд: Ребята, это последний зал, который вы сегодня посетили! Я надеюсь, что эту экскурсию по нашему замку добра вы никогда не забудете и будите помнить, что добро всегда побеждает зло!

Учитель: Дети, как вы думаете, какое значение для вас имеет сегодняшний необычный урок! (Дети отвечают на вопрос)

Учитель: Спасибо Леопольд тебе и всем жителям замка! Вы нам помогли разобраться, что такое добро и зло!

Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.

Дарите только теплоту:
Ребёнку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь всё вернёт сполна по кругу.

К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернётся.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовётся.

7 этап

Учитель: На этом мы заканчиваем нашу экскурсию. Сегодня мы хорошо потрудились и узнали много нового. Для того, чтобы закрепить этот результат, вам нужно дома еще раз внимательно прочитать текст учебника и ответить на вопросы к нему, а также найти вместе с родителями пословицы и поговорки о добре и зле. И ответить на вопрос: “Кто в вашей семье самый добрый и почему?”.

Литература

http://flaminguru.narod.ru

http://dobro-i-zlo.narod.ru

http://www.astromeridian.ru

http://lukoshko.net/book/b_os3.shtml