Урок "Музыка о героях моей страны". 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Цель: познакомить с новым понятием в музыке «кантата»; с творчеством композитора С. Прокофьева.

Планируемые результаты: учащиеся углубят свои знания произведений героического характера.

Методы обучения: беседа, рассказ, сравнение, метод забегания вперёд и возвращения назад.

Оборудование: портрет композитора С. Прокофьева; фрагменты кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» – хор «Вставайте, люди русские!», «Песнь об Александре Невском»; триптих П. Корина «Александр Невский» (фрагмент).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент
1) Построение перед классом.
2) Вход в класс под русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки».
3) Музыкальная разминка.

II. Вхождение в тему

– Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с русской народной песней «Солдатушки, бравы ребятушки». Предлагаю  вспомнить текст этой песни. (Дети проговаривают слова песни). А теперь давайте вспомним – как движется мелодия песни. (Ребята исполняют песню закрытым ртом и показывают ладонью направление мелодии).
 (Учащиеся исполняют песню под аккомпанемент фо-но).

– Мы сейчас спели с вами народную песню, она появилась много лет назад, в наши дни иногда тоже появляются народные песни. Мы послушаем одну из таких песен «Шёл ленинградский паренёк». (Слушание песни).
– Скажите, ребята, о чём песня? (Дети отвечают, что песня о пареньке, который ушёл на войну защищать свою Родину, о том, что он погиб,  паренёк очень любил свою страну, он герой).
– Какой характер у этой песни? (Грустный, задумчивый, спокойный, лирический).

III. Углубление в тему

– Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним произведением, которое рассказывает о герое, защищавшем нашу Родину. Это произведение написано в жанре кантаты. Знакомо ли вам слово «кантата»? Кантата – это довольно крупное произведение, оно состоит из нескольких частей, связанных друг с другом одним сюжетом, в его исполнении обычно участвуют хор, солисты и оркестр. Мы будем слушать кантату композитора Сергея Прокофьева «Александр Невский». Посмотрите на портрет композитора. (Показать портрет Прокофьева). А теперь посмотрите на доску, вы видите репродукцию картины художника П. Корина «Александр Невский». Эта картина состоит из трёх самостоятельных частей, но все они отражают единое целое. Общее название триптиха «Александр Невский». Давайте посмотрим в центр – там сам Невский на фоне реки Волховы. На том берегу виден Новгород и знаменитый Софийский собор. Сбоку от Александра – войско, готовое отправиться в поход. Картина художника написана мастерски, сильно. Корин говорил, что хотел воплотить в ней сильный и непокорный дух нашего русского народа. Поэтому триптих достоверно отразил и время Великой Отечественной войны. Ребята, давайте вспомним, когда совершал свои подвиги Александр Невский? Сколько лет ему было тогда?
– Верно, в двадцать лет Невский одержал победу над шведским войском на реке Неве. В 22 года он разбил рыцарей Тевтонского ордена в Ледовом побоище на Чудском озере. Это происходило в XIII веке. Об этом снят прекрасный фильм  «Александр Невский». Постарайтесь посмотреть его.
– Вернёмся к картине П. Корина. Каким рисует Александра Невского художник? (Невский мужественный, взгляд суровый, его сильные руки опираются на большой меч, он герой).
– Как вы думаете, какая музыка может рассказать об образе Невского? (Музыка должна быть мужественная, решительная, громкая, яркая и чёткая).
– Продолжите говорить о музыке, используя средства выразительности. (Мелодия со скачками, лад мажорный, низкий регистр, разная динамика и темп).
– Композитор Прокофьев написал выдающееся произведение искусства, которое тоже называется «Александр Невский». Это произведение создавалось тогда, когда фашисты вторглись в страны Европы. Фильм «Александр Невский» снят в 1938 году, а кантата – в 1939 году. Оба произведения напоминали о том, что ждёт врага, если он нападёт на нашу Родину.
– Сейчас вы услышите фрагмент кантаты – «Песнь об Александре Невском». Обратите внимание на характер музыки. (Слушание фрагмента, ответы детей). Вы правы, музыка мужественная, суровая, красивая по звучанию. В музыке Прокофьева чувствуется строгость и суровость, как и в картине Корина, и даже слышны звуки старинной церковной музыки, схожие с изображённым боевым стягом Невского. На стяге мы видим лик Христа.
– Послушаем ещё один эпизод из кантаты Прокофьева – хор «Вставайте, люди русские!». Это зов к защите своей родной земли. Сила музыки хора схожа с сильными русскими людьми, изображёнными в картине «Александр Невский». В начале урока я говорила о том, что Корин хотел воплотить в своём триптихе непокорный дух русского народа, а Прокофьев писал кантату «как симфонию величия человеческого духа». Замыслы обоих создателей совпали, хотя они даже не были знакомы друг с другом и ни разу не встречались. А теперь послушаем хор «Вставайте, люди русские!». (Слушание фрагмента).
– Ребята, скажите, звучание мелодии хора ровное по настроению? (Мелодия состоит из двух противоположных по характеру частей. Одна – призывная, энергичная, ритмичная. Другая – напевная,  лирическая). Давайте расскажем о музыке, используя средства выразительности… (Мелодия скачкообразная, лад мажорный, регистр средний, ритм неровный, темп не быстрый, громкая динамика).
– Удивительная история случилась с этим хором. Во время Великой Отечественной войны наши солдаты пели эту песню, характеризующую воинов Александра Невского, когда шли в бой с фашистами. Почти каждый день по всей нашей стране звучали слова хора «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», придавая всем людям силы и уверенность в победе.

IV. Вокально-хоровая работа

Разучивание фрагмента хора «Вставайте, люди русские!».

V. Итог урока

– Ребята, я уверена, что если вам удастся встретиться вновь с картиной «Александр Невский» Корина и кантатой «Александр Невский» Прокофьева, то вы всегда будете чувствовать их художественную и сюжетную связь. Если вы посмотрите ещё и фильм «Александр Невский», то кадры фильма напомнят вам Корина, а Прокофьев будет звучать в самых главных эпизодах фильма. Три великих мастера – композитор, художник и режиссёр, рассказывая о нашей Родине, будут будить в вашем воображении события Великой Отечественной войны и напоминать о героических защитниках русской земли.

VI. Рефлексия

– Назовите художника, написавшего картину «Александр Невский»?
– Как зовут композитора, автора кантаты «Александр Невский»?
– Объясните значение термина «кантата»?
– В какое время написана кантата «Александр Невский»?