Интегрированное открытое занятие по проекту «Бабушкин сундук». Приобщение к социокультурным ценностям. Аппликация. Тема: «Музей. Русский павловопосадский платок»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством; с историей возникновения промысла, его особенности. 
  • Поддерживать интерес детей к народному искусству.
  • Приобщать детей к русской национальной культуре. 
  • Помочь детям понимать смысл и значение некоторых слов.
  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Закреплять умение составлять узор на квадрате.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить работать аккуратно.
  • Проявлять уважение к работам друг друга.

Ход занятия

Воспитатель 1: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.........

Презентация.

Сегодня, первым делом, мы с Вами отправимся в музей. А как себя нужно вести в музее? (ответы детей). А кто в музее вас встречает и все рассказывает? (Экскурсовод) Правильно!

Сегодня, нашим экскурсоводом будет Елена Викторовна.

Воспитатель 2: Ребята. Посмотрите, как я необычно одета. - Это русский костюм. Сегодня, мы отправимся в музей народно-прикладного исскуства. Заходим в музей и садимся на скамейки.......

— Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните? (Ответы детей.) У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном.

Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам. Другие собирали шкатулки, посуду, игрушки и т.д. Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией. Запомните это слово. Есть коллекции шкатулок, есть коллекции картин и др. Мы с вами собрали много вещей.

Все эти вещи, находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции. Как же называется это помещение? - музей.

А как называется наш музей? ..... (ответы детей). Наша коллекция старинных вещей называется “Бабушкин сундук”.

Посмотрите, в нашем музее хранятся шкатулки, которые сделаны из дерева, старинные наперстки, даже драгоценности- бусы, куклы, в которые играли дети давным-давно и другие старинные вещи (показываю несколько вещей). Ребята, а скажите, как называются все эти вещи?(ответы детей) Экспонаты.

Давайте посмотрим, что еще есть в нашем музее. Подхожу к вешалке и показываю на платок.... Вот про этот платок я вам расскажу по подробнее.......

Как накину я на плечи
Расписную нашу шаль,
Сразу все мои печали
Уплывут куда- то вдаль...

Платки - это прекрасное изделие, изготовленные из натуральных материалов. Платки приносят людям не только тепло, но и уют. Каждый платок не похож на другой, все они неповторимые, разные.

А знаю, что ребята подготовили стихотворение про платок...

1 ребенок:

Разноцветные платки,
Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали.

2 ребенок:

Длинных нитей переплет
В узелки вязали
Бахромою из кистей
Кромку украшали.

Воспитатель 2: В старину все женщины на Руси носили платки. Их или просто накидывали на голову или плечи, или завязывали узлом под подбородком. Платки были шелковые, кисейные, парчовые, украшенные по углам или по всему полю цветочным узором. Платок — спутник женщины на протяжении всей ее жизни. Он всегда считался лучшим подарком. На всю Россию славились, да и сейчас славятся павлово - посадские платки. В подмосковном городе Павловом Посаде до сих пор продолжается самобытная традиция ручной набойки платков. Слава об этих платках разлетелась далеко по свету. Русская земля богата мастерами знатными, да мастерами искусными. Поэтому расписные платки и шали служили нарядным дополнением русского костюма. Женщины в России особенно ценили и берегли платок, передавая его из поколения в поколение. На Руси ни одно народное гуляние, не обходились без нарядного, узорчатого платка.

Главное достоинство этих изделий - в нарядности пышных и разнообразных узоров из букетов ярких роз или гирлянд на черном, красном, белом или другом фоне, завершаются бахромой. Посмотрите.....(дети рассматривают платок)

А сейчас давайте, немного отдохнем и поиграем с платочком....Кого я платочком накрою, те детки приседают, как только платочек уберу, они опять встают......

ИГРА: “ПЛАТОК”- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот платочек расписной
Он волшебный, не простой
Буду с детками играть
Всех платочком накрывать.

Все любят русские платки. Они подчеркивают красоту и стать русской женщины. Защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.

А сейчас мы с вами пойдем в группу, и Вы с Еленой Владимировной сделаете свой неповторимый платочек.......

Воспитатель 1: Ребятки, садитесь на свои места....

Посмотрите внимательно, какими узорами украшены платки? (Листьями, цветами) Изящные, хорошо прорисованные, яркие цветы и изумрудная зелень создают удивительную, жизненную гамму.

Раскинув перед собой платок, вы увидите дивный букет из садовых цветов, чаще всего роз. Розы яркие. Не менее яркие и зеленые листья и, дополняющие букет мелкие цветы: голубые, сиреневые. Красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно платка. Его узоры напоминают о многоцветье лета, о красоте природы.

Чаще всего цветы располагаются по кайме и углам, а середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.

Сегодня мы тоже будем украшать платок, только необычным способом. Сначала подготовим, вырезанные вами цветы и листочки. Для этого мы используем мелко нарезанные нитки: красного цвета для цветков, зеленого цвета – для листочков.

Аккуратно намазываем клеем цветок и приклеиваем на него нитки красного цвета, в серединку – нитки желтого цвета.

2. То же самое проделываем с листочками: намазываем клеем и приклеиваем на них нитки зеленого цвета.

3. Готовые цветы и листья размещаем на нашем платке: в центре, по углам и по периметру, соблюдая симметричность.

Воспитатели помогают детям...

4. Наш платок готов!

Заключительная часть (подведение итогов)

Воспитатель 1:

Понравилось вам наше занятие? (ответы детей)

- Какой платок мы с вами украшали? (ответы детей)

- Как называется город, где изготавливают такие платки? (ответы детей)

- Кому можно подарить такой платок? (ответы детей)