Нестандартные формы и методы работы на уроке математики

Разделы: Математика


Обычный урок – это хорошо, как проверенный временем залог нормального познания жизни. Именно на уроке идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию – как своему, так и всего общества.

Урок, оставаясь основной формой учебного процесса в школе, в новых условиях стал “тесен” для некоторых видов практической деятельности учащихся. В своей работе с некоторых пор я стала испытывать потребность в создании оптимальных условий обучающимся для реализации их учебного потенциала, стремления помогать друг другу, возникла необходимость избегать перегрузок учащихся.

Работаю я в общеобразовательных классах, состав которых очень неоднороден: есть очень способные ученики, которые “все схватывают на лету”, ученики – “почемучки”, ученики, “плывущие по течению”, есть очень сложные ученики. И очень мало таких ребят, которым математика нравится изначально.

Одной из форм повышения интереса к предмету и развития способностей учащихся является проведение нестандартных уроков, которые помогают систематически воспитывать интерес учащихся к математике. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционные: подготовку и проведение урока; структуру урока; взаимоотношение и распределение ролей, обязанности между учителем и учениками; подбор и критерии оценки учебных материалов; методику оценки деятельности учащихся.

При планировании нестандартных уроков я ставлю следующие целевые ориентации:

Дидактические

  • Расширение кругозора,
  • Познавательная деятельность,
  • Применение ЗУН в практической деятельности,
  • Развитие общеучебных умений и навыков.

Воспитывающие

  • Формирование определенных подходов, позиций и мировоззренческих установок.

Развивающие

  • Развитие внимания, воображения, фантазии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять; развитие мотивации учебной деятельности.

В 5–м классе уже на первых уроках я стараюсь показать не только красоту математики, но и ее занимательность.

Классификация нестандартных уроков:

1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции

2. Уроки с использованием игровых ситуаций

3. Уроки творчества

4. Традиционные уроки с новыми аспектами

5. Уроки с измененными способами организации

6. Уроки опирающиеся на фантазию

Творческие принципы нестандартных уроков.

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального типа урока.

4. Поддержка альтернативности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. “Скрытая” дифференциация учащихся по ученым возможностям, интересам, способностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.

Выводы:

1. Использование нестандартных форм обучения дает наибольший эффект в тех классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

2. Нестандартные уроки вызывают:

  • заинтересованное отношение к учебе;
  • развитие способностей каждого ученика;
  • умение выражать собственные мысли и принимать решение;
  • помогают выявлять одаренных детей

3. В течении 4 лет использования нестандартных форм обучения повысилось:

  • качество обучения;
  • количество победителей олимпиад и конкурсов проектов;
  • разработаны нестандартные уроки для 5 и 6 классов;

4. Данный опыт транслировался на округе, в материалах всероссийского конкурса “Открытый урок” издательства “1 сентября” и в “Учительский журнал on-line”.