Как воспитать личность?

Разделы: Общепедагогические технологии


Постепенное вхождение школы в мировое воспитательное пространство предусматривает постепенный переход воспитания в современный глобально-ориентированный процесс. А это уже предполагает новые подходы к обучению, воспитанию и развитию.

Воспитание в обществе выполняет функции:

  • сохранения, воспроизводства и развития культуры;
  • обслуживания исторического процесса смены поколений
  • создания условий для свободного развития личности как субъекта культуры, исторического процесса собственного развития и жизнетворчества.

Реальность деятельности этих функций зависит от стабильности, цивилизованности общества, семейного воспитания. Но новые экономические взаимоотношения вызывают страх перед  будущим. Возникает опасность разрушения системы наследования культурно-исторического опыта, разобщения поколений, дегуманизации личности и общества. В таких условиях подрастающее поколение нуждается в социальной защите и педагогической помощи.

Традиционная практика воспитания не ставила и не решала этих задач. Демократические преобразования создают предпосылки для улучшения положения детей в обществе. Ведущая роль принадлежит экономическим и педагогическим факторам воспитания. Воспитанникам должна отводиться роль субъектов социальной жизни, саморазвивающихся и самоопределяющихся. Для развития личности педагогам необходимо вести  творческий поиск средств развития личности ребенка в учебно-воспитательном процессе. Образование  помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития;  обеспечивает более быструю адаптацию индивида к меняющимся условиям существования; помогает ему сформировать  более многогранную картину мира; способствует формированию целостного видения мира, способности оценить  явление с позиции другого человека, желанию к сотрудничеству, к взаимодействию. Целостный подход к образовательному процессу, с четкой постановкой целей и задач в обучении, воспитании и развитии через ведущие виды деятельности (трудовую, познавательную, художественную, игровую), умение учителя  и ученика анализировать результаты деятельности, создает условия для реализации знаний в значимой практической деятельности, которая предполагает разработку комплекса систем творческих заданий.

Творческие задания  с внешней и внутренней интеграцией выходят на проектное обучение или на разработку коллективной проектной деятельности.

Личностно-деятельностный подход предполагает организационно-предметную деятельность в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон. В воспитании необходимо возродить общечеловеческие  и национальные ценности, социально-педагогическую поддержку и удовлетворение интересов и потребностей детей и молодежи; и на этой основе- повышение стабилизирующей роли семьи, школы и других воспитательных институтов как гарантов гражданского мира, общественной нравственности, национального согласия и полноценного развития каждого ребенка как гражданина, человека культуры и нравственности.
Жизнь выдвигает неосвоенные практикой задачи, связанные с воспитанием делового человека, чтобы в условиях рынка найти себя. В образовании происходят изменения: обновление его содержания, разработка новых учебных планов, программ дифференциации обучения в условиях резкого обострения воспитательных проблем, усиления негативных явлений в молодежной и школьной среде. Негативные процессы усиливаются в связи с неподготовленностью основной массы населения к вступлению в рыночные отношения. В учебно-воспитательном процессе необходимо большое внимание уделять развитию дополнительного образования, которое  будет способствовать развитию таланта, исследовательской деятельности, трудолюбия, способности адаптироваться к изменяющимся условиям, к риску, самостоятельному выбору сфер деятельности, принятию ответственных решений и саморегуляции поведения.

Настало время вернуть образование в контекст культуры. Это ориентирует на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию содержания, освоение гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях среды, формируюшей личность, способную к творческой самореализации и современной социокультурной ситуации.

Формирование целостной учебной деятельности, в единстве всех ее компонентов  (целей, мотивов, содержания, способов осуществления, самооценки результатов), способствует в образовании развитию у учащихся  практической жизнедеятельности современного человека.

Важнейшими функциями воспитания в современных условиях можно считать:

  • приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры;
  • социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, их достоинства и прав человека;
  • создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и  собственного жизнетворчества;
  • оказание помощи ребенку (в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей, жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в семье, школе, окружающем социуме).

Такой подход к воспитанию обеспечит условия для развития ребенка как личности и индивидуальности. В современной педагогике сущность воспитания раскрывается на разных уровнях его понимания: как целенаправленного педагогического воздействия на личность, как организации коллективной деятельности, как формирования  отношений воспитанников к различным сторонам действительности, как педагогического сотрудничества и сотворчества с ними в процессе коллективных творческих дел.

В соответствии с этими подходами воспитательный процесс наделяется такими характеристиками, как целенаправленный, двусторонний информационно-деятельностный, коллективно-творческий, коммуникативный, управляемый, технологический и др., но этот процесс индивидуальный, внутренний, обращенный к духовному миру личности.

Новая идеология требует переосмысления цели воспитания. При постановке цели мы опираемся на несколько оснований:

  • понимание человека в качестве главного предмета воспитания;
  • ориентация на универсальные общечеловеческие ценности: способность к сохранению и воспроизводству;
  • актуальность перехода от воспитания «частичного» человека к воспитанию целостной личности, «внутреннего» человека, способного к саморазвитию и саморегуляции;
  • определяющий характер цели воспитания, необходимости проектирования тех качеств, которые понадобятся воспитаннику для жизнедеятельности и жизнетворчества в будущем.

Современное воспитание должно учить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина жить и работать в демократическом обществе, где действительными, а не мнимыми регуляторами поведения являются мораль и право.

Опираясь на философские идеи о человеке как единстве телесного и духовного  начал, возможно, в качестве глобальной цели современного воспитания рассматривать человека культуры.

Человек культуры - свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, обладающая качествами граждан. Поэтому необходимо  у учащихся воспитывать высокий уровень гражданского самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельность, самодисциплину, независимость суждений, сочетаемые с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, способность нести  ответственность  за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, способы развития своего поведения и профессионального самоопределения.
Воспитание свободной личности требует исключения из воспитательной среды любых форм и методов давления на личность и всемерного поощрения и развития практики включения учащихся с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и др., т.е. включения механизмов демократизации  образовательной системы школы.

Образование - основа духовности. Однако, чтобы стать таковой, оно должно  иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру: философию, этику, эстетику, человековедение и другие ее компоненты. Воспитание духовности - это возрождение  русской интеллигенции, создание главной внутренней предпосылки для развития творческой индивидуальности.

Воспитание национального характера придает личности колорит национальной культуры и самобытности.

«…Стремление русских во всем постигать последнего предела надо также развивать по преимуществу в духовной области. Пусть будут у нас герои духа, подвижники, отдающие себя на служение больным, детям, бедным, другим народам…» (Д.С.Лихачев)

Решить задачи гуманизации воспитания школа не может без единства с семьей. Необходимо изменить взгляд на семью, признать за нею роль основного институту социализации личности, уважая семью, осуществлять партнерские отношения с ней в педагогическом процессе. Для этого  необходимо повысить социальный и воспитательный престиж семьи, оказывать помощь родителям в овладении основами педагогической культуры, приобщить к положительному опыту семейного воспитания, к возрождению национальной семейно-бытовой культуры.

Переход к рассмотрению воспитания как гуманитарной практики требует взглянуть на методы как механизмы творческого воспитания, запуск которых обеспечивает не только возвращение ребенку роли активного субъекта нравственного воспитания, но и его творческое развитие как человека культуры. Условно мы можем назвать их- методы социально-активного воспитания. В их числе: создание учащимися различных материальных и духовных ценностей культуры (коллективное и индивидуальное творчество), свободный выбор детьми способов и форм культурной жизнедеятельности, жизнетворчества, трансляции и усвоения культурных ценностей, моральная деятельность, направленная на сохранение и возрождение национальной культуры и др.

В работе педагога, создающего условия для творческой самореализации ребенка, особое значение имеет использование различных способов коррекции развития, а также методов оказания помощи ученикам в решении их жизненных проблем, в их самоопределении. Педагог пользуется методами, обеспечивающими защиту личности ребенка и его суверенитета в школьной жизни, помогает семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка, в анализе и улучшении ситуации и методов семейного воспитания и др.
Самое главное в деятельности педагога- забота о ребенке, охрана его прав в школьной жизни, создание ему условий свободного выбора внеурочных дел, обеспечении условий для творческого саморазвития, самоорганизации, самовоспитания. Педагог имеет право на авторскую воспитательную программу, с учетом интересов детей самостоятельно может определить формы, методы и содержание воспитания, при условии, что они дают социально и педагогически ценные результаты.

Гуманизация воспитательной работы предполагает необходимость освоения таких форм воспитательной работы, которые гуманизируют личность: выявляют ее индивидуальные свойства, ставят учащегося на позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности, учат диалогическому общению, развивают эмоциональную сферу. Практика показывает, что более всего этим требованиям удовлетворяют игровые, театрализованные, ситуативно-творческие формы воспитательной работы. Это уроки-спектакли, уроки-фантазии, уроки-концерты, творческие акции, ринги, сборы; сюжетно-ролевые игры, саморазвивающиеся морально-этические ситуации, фольклорные праздники; школьный референдум, открытый микрофон; психологические практикумы и др.

Обновление системы воспитания в школе может осуществляться разными путями. Наш педагогический коллектив остановился:

  • на интеграции учебной, внеклассной и внешкольной работы, в процессе которой происходит слияние образовательно-воспитательной деятельности. Мышление в процессе внеклассной и внеурочной деятельности углубляется, расширяется за счет преемственно-практических заданий на уроке, переходящих в объединения дополнительного образования, научные общества, секции;
  • на обогащение и взаимосвязи проектных заданий с творческими заданиями по экологическому воспитанию, связь с музеями, экспедициями, которые проходят в системе профильных лагерей (экологических, спортивных, трудовых);
  • разрабатываются комплексные задания участникам экспедиции. По результатам этой работы проводятся научно-практические конференции, защита проектов;
  • внедрение экологических знаний через учебные курсы по естественно-научным дисциплинам. Учебно-методический комплекс естественно-научных дисциплин выстроен на модульном походе крупных дидактических единиц с удалением малозначительного материала. За счет чего остаются часы для оказания помощи со стороны учителя группам школьников, которые разрабатывают коллективный проект. Учитель дает задание детям, которые дружат между собой, симпатизируют друг другу, с увлечением относятся к одному и тому же предмету. На этой основе  
  • формируется коллективный способ обучения;
  • непрерывность в обучении информационным технологиям. Это способствует развитию компьютерной грамотности. Разрабатываются уроки по интегрированному обучению, которые систематизируют знания. Мышление становится гибким, диалектическим, критическим, проблемным, концептуальным;
  • непрерывность языкового образования с 1 класса, второй иностранный язык с 7 класса, с 10 класса углубленное изучение иностранного языка. В будущем предполагается изучение второго иностранного языка с 3 класса, а в 6-11 классах внеклассное чтение-1 час в неделю по английскому, немецкому языку. Ребенок параллельно своему языку изучает два иностранных языка, приближаясь к мировой культуре. Изучая иностранный язык в контексте мировой культуры, ребенок увеличивает эффект речевой активности. (Спектакли на иностранном языке, песни, стихи);
  • педагоги нашей школы используют методы социально-активного воспитания. В их числе создание учащимися различных материальных и духовных ценностей культуры (коллективное и индивидуальное творчество), свободный выбор детьми способов и форм культурной жизнедеятельности, жизнетворчества, трансляции и усвоения культурных ценностей, моральная деятельность, направленная на сохранение и возрождение национальной культуры. (Праздник народов мира, Театрализованной военной песни, Масленица, А ну-ка, девушки, А ну-ка, парни, Мисс школы № 536, фольклорный праздник, фестиваль танцевальных коллективов).
    Происходит существенное усиление воспитательной функции урока на основе генерализации образования, в  учебных программах большое внимание  уделяется крупным дидактическим единицам.

Это позволяет:

  • сокращать количество часов на изучение тем;
  • у учителя появляется возможность обобщить знания несколько раз, на разных уровнях: повторительно-обобщающий урок, урок-экскурсия, урок закономерностей, где учитель включает материал истории науки;
  • качественнее происходит защита коллективных проектов для учащихся среднего и пониженного уровня учебной успешности;
  • учащиеся высокого уровня и интеллектуальной активности выступают с индивидуальными  проектами в округе и в городе, на Всероссийском и международном уровне;
  • блочные, модульные курсы стимулируют учителя на уровневую разработку творческих и коллективных заданий, которые дети выполняют дома, включая членов семьи, что способствует становлению и развитию семейного образования.

Такой подход способствует развитию культуры самообразования, развитию понятийного мышления. Переход учителя на модульное обучение ведет к непрерывной творческой деятельности учащихся, к непрерывному совершенствованию мышления, когда логическое мышление переходит в логически-творческое, вариативное, а в условиях, когда у ребенка уровень обобщения знаний повышается, мы можем говорить о проблемном мышлении, которое является основой качества воспитания.