Проект – современная форма организации деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Истинный деятель, вступив на путь,
сразу видит перед собой столько дела,
что не станет жаловаться, что ему не дают делать,
а непременно отыщет и успеет хоть что-нибудь сделать
.
Достоевский Ф.М.

Проект - от англ. design – проектирование, разработка.

Цели:

  • Развитие умений пользоваться знаниями для решения новых задач.
  • Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
  • Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению.
  • Стимулирование мотивации учащихся на приобретение знаний.
  • Включение учащихся в режим самостоятельной работы.
  • Приобретение недостающих знаний из разных источников.

Проект с точки зрения учащегося:

  • возможность делать интересное - самостоятельно, в группе, максимально используя все возможности;
  • деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
  • деятельность, позволяющая показать достигнутый результат.

Главная задача ученика:

  • найти что-то необычное в обычном,
  • увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным.

Успех во многом зависит от организации:

  • Поставленная проблема и тема  должны быть актуальными  для ребенка.  
  • Работа  над проектом должна выполняться добровольно. 
  • Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (развитие познавательных учебных действий: формулирование проблемы).
  • Работа  над проектом должна  быть обеспечена    оборудованием,  средствами и материалами.

Основные этапы проекта

I.  Проблемно-целевой этап

Выбираем проблемную область.

Учащиеся  выбирали темы для работы над проектом, учитывая свои математические интересы, например:

  • Удивительные цифры.
  • Не скучно с таблицей умножения.
  • Время и календарь.
  • Веселые задачи.
  • Магия и числа.
  • Геометрические фигуры.
  • Математика вокруг нас.
  • И другие …

Предложенные темы стали отправной точкой для обсуждения в классе, дома, в ходе которого каждый из учеников остановился на своей теме.

Ставим цели, задачи.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели.

Очень важно, в самом начале работы, создать у учащихся положительную мотивацию (установку) на то, что они справятся с проектом, создать ситуацию успеха. Обязательно должны быть учтены два  момента: абсолютная добровольность участия учащихся в проекте и максимальная доброжелательность учителя.

Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, необходимо ответить на вопрос «Каким образом?» 

  • Определяем конечный вид создаваемого «продукта», круг пользователей.
  • Формируем состав «проектной бригады» (для коллективного проекта).
  • Распределяем обязанности.

Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать.

Успех работы во многом будет зависеть от того, сумеют ли дети выработать определенные правила. Формирование умения работать в коллективе, разрешать конфликтные ситуации, управлять собственными эмоциями – важнейший элемент социализации учащихся.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

Учителю необходимо учитывать  возрастные психологические особенности учащихся, чтобы реально оценить перспективы реализации той или иной идеи. У многих учащихся отсутствует сформированная система самооценки, поэтому они могут предложить идеи, реализация которые будет затруднена по ряду объективных причин.  Участие в проектной  деятельности должно способствовать продвижению по «лестнице успеха», а не вести к поражению, неудаче.

На этом этапе происходит расширение образовательного пространства участников проекта, они имеют возможность познакомиться с новыми для них источниками информации, овладеть новыми умениями, приобрести новый социальный опыт. 

II. Этап разработки

Учащиеся:

  • отбирают содержание,
  • подбирают материал,
  • производят детализацию.

III. Этап практической работы

Работа по воплощению  в проект поставленных задач.

IV. Этап предварительной защиты

  • Учитель просматривает «рабочую версию» проекта.
  • Выявляются и устраняются  недоработки.

V. Этап  защиты проекта

Проводится защита работы участниками проекта.

Свои проекты ребята представляли  на открытом внеклассном мероприятии.

Коммуникативные УУД: умение передавать информацию другим людям.

VII. Рефлексия после выполнения проекта

После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.

Учащиеся совместно с учителем отвечают на вопросы:

  1. Достигнуты ли цели проекта?
  2. Что удалось в проекте лучше всего?
  3. Что хотелось бы изменить?
  4. Какие знания, умения вы приобрели в ходе работы?
  5. Каких знаний, умений вам недоставало?
  6. С какими проблемами Вы столкнулись?
  7. Чувствуете ли вы удовлетворение от выполненной работы?
  8. Есть ли у вас желание продолжить в дальнейшем принимать участие в проектной деятельности?

Личностные УУД: становление самооценки как результат самоопределения.

Виды проектов:

  • По виду деятельности:
    • исследовательский проект,
    • практико-ориентированный проект,
    • информационный проект,
    • творческий проект,
    • ролевой проект.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ получен­ных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

Творческие проекты - самые интересные для детей. Поскольку здесь дети могут продемонтрировать  свою  фантазию, показать свою креативность.

Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы...

Ролевой проект. Участвуя в нем, учащиеся  берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев, с целью создания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации.

  • По масштабу: мини-проект; масштабное исследование.
  • По количеству участников: индивидуальный проект; парный; коллективный.
  • По времени: краткосрочный; долгосрочный.

Проект для ученика это:

  • попробовать себя в роли исследователя,
  • узнать много нового,
  • учится работать с литературой,
  • учиться не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект,
  • учиться работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов,
  • формировать адекватную самооценку.

Проект для учителя и родителей это:

  • организация свободного времени ребенка,
  • поддержка возникающих идей ребенка, познавательного интереса,
  • развитие «детско-родительских отношений»,

Коллективный исследовательский проект учащихся 2 класса «Математика вокруг нас»

I.  Проблемно-целевой этап

Второклассники выбрали проблемную область «Математика вокруг нас».

Цель: определить, где встречается математика в жизни человека.

Конечный вид создаваемого «продукта» - наглядные материалы.

Круг пользователей – возрастная категория 0+

Сформировали состав «проектной бригады» (8 учеников 2 класса).

Распределили обязанности (каждый учащийся выбрал индивидуальную тему для исследования):

  1. Числа в пословицах и поговорках
  2. Распорядок дня – режим
  3. Семейный бюджет
  4. В магазине
  5. Приготовление пищи
  6. Торжество
  7. Ремонт
  8. Лоскутное шитье

II. Этап разработки

Учащиеся исследовали тему, подобрали материал.

III. Этап практической работы

Воплотили  в проект поставленные задачи.

IV. Этап предварительной защиты

  • Учитель просмотрел «рабочую версию» проекта.
  • Были выявлены и устранены  недоработки.

V. Этап защиты проекта

На уроке математики в рамках изучения темы: «Что узнали, чему научились», участниками проекта проведена защита работы.

1. Числа в пословицах и поговорках.

Используя дополнительную литературу, словари, дети нашли пословицы и поговорки с числами.

Например:

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Все за одного, один за всех.
  • Один в поле не воин.
  • Одна у человека родная мать, одна у него Родина.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Семеро одного не ждут.
  • За один раз дерево не срубишь.

И много других…

2. Распорядок дня – режим.

Было выявлено, что распорядок дня - режим, это  определение времени и его планирование в течение дня при помощи математических вычислений.

Рисунок 1

3. Семейный бюджет.

Умение правильно распределять семейный бюджет - это залог финансовой независимости семьи. А если удастся сэкономить, то средства можно направить на отдых, хобби, спорт или сделать другие интересные вложения. Планировать бюджет без специальных математических знаний не получится, необходимо уметь рассчитывать доходы и расходы, выполнять простые математические вычисления на сложение и вычитание.

Рисунок 2

4. В магазине.

Например, нужно пойти в магазин и купить продукты по списку:

  • колбаса 0,5 кг,
  • хлеб,
  • молоко 2 литра,
  • яблоки 1,5 кг.

Дома необходимо рассчитать, сколько денег нужно взять с собой, чтобы в магазине не пришлось переживать о том, хватит ли нам денег?

Рисунок 3

5. Приготовление пищи.

Чтобы приготовить котлеты, нужно взять, посчитать, взвесить:

  • 300 гр. говядины,
  • 200 гр. свинины,
  • 150 гр. лука,
  • 5 гр. соли,
  • 3 гр. перца,
  • 100 гр. хлеба,
  • 1 яйцо,
  • 20 гр. растительного масла.  

http://metropolrest.ru/upload/iblock/14c/14cd4db3d8bde10fdb5928e813cba1b6.jpg 

Рисунок 4

6. Торжество.

Если к нам пришли гости, а у нас есть торт, мы должны посчитать количество гостей и разделить торт на равные части.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/math5/24-doli-obyknoviennyie-drobi.files/image004.jpg

Рисунок 5

7. Ремонт.

Выполняя ремонт в квартире, мы должны уметь производить точные математические расчеты, например:

  • Какова площадь стен в комнате и какое количество обоев нам необходимо?
  • Какова площадь пола в комнате и какое количество ламината (или линолеума) нам необходимо?
  • Привлекаем семейный бюджет: какие доходы? И можем ли мы позволить расходы на ремонт?
  • Наклеивая обои, мы должны знать: высоту, ширину стены. Уметь отмерить и отрезать необходимое количество обоев.

http://www.stroy-podskazka.ru/images/article/orig/2017/12/plyusy-i-minusy-oboev-goryachego-tisneniya.jpg

Рисунок 6

8. Лоскутное шитье.

Занимаясь рукоделием, необходимы точные измерения. Длина, ширина лоскута, количество, необходимое для изготовления изделия.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/34158/f16daa2d-216d-4703-a4e4-5af60014e924/s1200?webp=false

Рисунок 7

VII. Рефлексия после выполнения проекта

Учащиеся совместно с учителем ответили на вопросы:

  • Достигнуты ли цели проекта? Да.
  • Что удалось в проекте лучше всего? Обсуждать с родителями семейный бюджет.
  • Что хотелось бы изменить? Выбрать больше тем.
  • Какие знания, умения вы приобрели в ходе работы? Узнали много нового для себя, учились работать с литературой, много общались с родителями, пробовали себя в роли исследователя, учились выступать и представлять свой проект.
  • Чувствуете ли вы удовлетворение от выполненной работы? Да.
  • Есть ли у вас желание продолжить в дальнейшем принимать участие в проектной деятельности? Конечно!