Интегрированный урок по теме "Слово о полку Игореве"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • показать историческое значение «Слово о полку Игореве»
  • развивать умение учащихся работать с историческими источниками
  • выявить степень готовности осваивать историю на повышенном уровне

Оборудование:

  • тексты «Слово о полку Игореве»,
  • И.Бородин опера «Князь Игорь»,
  • схема расположения русских войск

Эпиграф:

«Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена. »
И.А. Бунин

Ход урока

I. Оргмомент

II. Изучение нового материала

1. Беседа

Учитель. Ребята,сегодня мы с вами продолжим наш разговор о бесценных памятниках нашей истории и культуры, без которых мы не мыслим сегодняшней духовной жизни.

О каких исторических источниках пойдет речь на нашем уроке?

Учащиеся. – О письменных источниках.

Учитель. В конце XVIII века в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре была найдена рукопись «Слово о полку Игореве «любителем древнерусской письменности А.И. Мусиным-Пушкиным. С рукописи была сделана копия для Екатерины II, которая пролежала в её архивах 70 лет.

В 1800 г. А. И. Мусин-Пушкин с помощью ученых опубликовал «Слово о полку Игореве».

В 1812 г. во время вторжения Наполеона рукопись исчезла.

В настоящее время есть лишь список «Слова», сделанный в XVIII веке и его первое издание 1800 года.

Поэму начали изучать еще в XVIII веке и продолжают изучать до сегодняшнего дня. Этому небольшому по объёму произведению посвящено более 5 тыс. книг на многих языках мира. Имеющуюся о нем литературу невозможно прочесть в течение одной жизни человека.
Автор поэмы неизвестен, поэтому некоторые ученые считали, что это просто гениальная подделка. Но как говорил академик Дмитрий Лихачев:» Никто никогда не спросит, фальшив ли лежащий на дороге булыжник, но жемчуг может оказаться фальшивым.

«Слово о полку Игореве»так хорошо, что хочется спросить себя: да может ли быть на свете такая красота? Драгоценный его блеск гипнотизирует, возбуждает любопытство. Поэтому в отношении «Слова» и возникал вопрос: «Да может ли оно быть написано в XII веке?»
Итак, мы сегодня отправляемся в далекий XII век.

Давайте вспомним, какой сложный период переживает Русь в этот период?

Учащиеся: – период феодальной раздробленности-распада государства на отдельные феодальные владения.

Учитель. Каковы были последствия распада Руси на отдельные княжества ? Подтвердите свой ответ текстом «Слова».

Учащиеся: – Тогда, при Олеге Гориславовиче засевалось и разрасталось усобицами, погибало достояние Даждьбога внука
В княжеских крамолах сократились жизни людям.

… сказал брат брату:» Это - моё, и то - моё же»
Стали князья про малое «это великое» молвить.

Учитель: К чему приводили раздоры князей?

Учащиеся: Тогда по русской земле редко пахари на лошадей покрикивали …

Но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему переговаривались, собираясь полететь на добычу.

А поганые со всех сторон приходили с победами на землю русскую.

Учитель: Кого автор называет «погаными»?

Учащиеся: половцев.

Учитель: Что известно нам об этих кочевых народах?

Учащиеся: Половцы еще в XI веке заняли степи между Волгой и Днепром, заняли Крым. В начале XII века русским князьям удалось одержать крупные победы над половцами, однако половцы продолжали разорять русские земли, сжигали города, убивали и угоняли в рабство жителей.

Их конница не знала преград, а походы всегда были неожиданными.

Учитель: Русские князья, особенно Ольговичи, не раз использовали половцев в борьбе за Киевский престол. В частности, в одном из походов участвовал хан Кончак. Он даже спас жизнь главному герою «Слова», когда они бежали от кивского князя Рюрика Ростиславовича. Рюрик одержал победу, но сам отдал киевский престол Ольговичам на том условии, то те откажутся от союза с половцами и будут действовать против них. Так Киевским князем стал Святослав. Вместе с другими князьями он организовывал походы в степь. Половцы были устрашены. Особенно удачным был поход в 1184году. Но в этом походе не участвовал Игорь Святославович Новгород – Северский, двоюродный брат Святослава Киевского. Почему? Сказать трудно. Возможно, помешала распутица. Игорь Святославович тяжело это переживал, а вдруг его заподозрят в умышленном отказе от участия в походе, как бывшего союзника Кончака. Вот почему в мае 1185 года Игорь с молодым задором бросается в поход против половцев. Правильно ли он сделал? Что говорится об этом в «Слове»?

Учащиеся: «Ум князя уступил желанию», т.е. не подумал князь о последствиях.

Учитель: Используя текст, ответьте, кто же участвовал в этом походе?

Учащиеся: «Игорь ждет милого брата Всеволода».

«И с ними два молодых месяца - Олег и Святослав» (Игорь, Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав)

Учитель: Докажите с помощью текста, что в поход отправились воины, имеющие опыт борьбы с половцами.

Учащиеся: - Всеволод говорит:

А мои-то куряне – опытные воины,
под трубами повиты,
под шлемами взлелеяны,
с конца копья вскормлены,
пути им ведомы,
овраги им знаемы,
луки у них натянуты,
колчаны отворены,
сабли изострены;
сами скачут, как серые волки в поле,
ища себе чести, а князю славы».

Учитель: Сама природа была против этого похода. Какими предзнаменованиями она показывала, что поход обречен?

Учащиеся:

Солнце ему тьмою путь заступало;
ночь сгонами грозы птиц пробудила;
свист звериный встал…
…волки угрозу вздымают
по оврагам;
орлы клектом на кости зверей зовут;
лисицы брешут на червленые щиты.

Учитель: Именно по затмению солнца и определена дата похода Игоря - 1 мая 1185 года.

Игорь хотел внезапно напасть на половцев, но не удалось. Русская разведка, посланная за языком, донесла, что половцы вооружены и готовы к бою. Игорь сказал «Оже ны будеть не бившися возворотитися, то соромч ны будетъ пущеи смерти». И русские ехали навстречу половцам всю ночь.

На следующий день встретили они половецкие полки.

Войска Игоря встали в 6 полков:

Полк правой руки дружина Игоря полк левой руки

Всеволода племянника Святослава

Полк сына Игоря

Отборный полк

Чем закончилась эта первая встреча с половцами?

Учащиеся:

Игорь одержал победу:

Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие
и, рассеявшись стрелами по полю
помчали красных девушек половецких,
а с ними золото,
и паволоки,
и дорогие оксамиты.

Учитель: Но что же случилось на второй день?

Учащиеся:

Половцы идут от Дона и от моря,
и со всех сторон русские полки обступили.

Учитель: Какими словами автор описывает несметное войско половцев и их настрой?

Учащиеся:

На другой день спозаранок
кровавые зори свет возвещают;
черные тучи с моря. идут,
хотят прикрыть четыре солнца,
а в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому,
Идти дождю стрелами с Дона великого!

Учитель: Игорь не повернул назад. Как же автор описывает битву в этот раз?

Учащиеся:

С раннего утра до вечера,
с вечера до света
летят стрелы каленые
гремят сабли о шлемы,
трещат копья булатные …
Черна земля под копытами костьми была засеяна
и кровью полита.
Билися день,
билися другой;
На третий день к полудню пали стяги Игоревы.

Учитель:

Трое суток и ночь медленно пробивался раненый в руку князь Игорь к Донцу со своим войском.
Кони первыми от жажды выдохлись.
Дрогнул черниговский полк, поспешил Игорь туда, чтобы остановить, но не смог, только сам в плен попал: … «Тут Игорь – князь пересел из седла златого в седло рабское»
Из всего русского войска спаслись лишь 15 человек.
Гзак хотел убить Игоря, но хан Кончак не дал
Какой вещий сон снился в это время Святославу?

Учащиеся:

Святослав смутный сон видел в Киеве на горах
«Этой ночью с вечера одевают меня, - говорит - черным покрывалом
на кровати тисовой;
черпают мне синее вино
с горем смешанное;
сыплют мне из пустых колчанов богатых
иноземцев крупный жемчуг на грудь
и нежат меня
Уже доски без князька в моём тереме златоверхом.
Всю ночь с вечера серые вороны каркают…

Учитель: Как бояре объяснили ему сон?

Учащиеся:

Уже, князь, горе ум полонило;
это ведь два сокола слетели
с отчего престола злата
добыть града Тмутороканя,
а либо испить шлемом Дона.
Уже соколам крыльца подсекли
сабли поганых,
а самих опутали'
в путы железные.

Учитель: Что же сказал Святослав?

Учащиеся:

О мои дети, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле
мечами обиду творить,
а себе славы искать.
Но без чести для себя вы одолели,
без чести для себя кровь поганую пролили.

Учитель: Почему Игорь так сказал?

Учащиеся: … по Русской земле простерлись половцы…

Учитель: Собрав все свои силы. они ринулись на русскую землю. Кончак пошёл к Переяславлю, а Гзак на реку Сейм.
«тоска полилась по русской земле,
печаль обильная потекла по земле Русской
а князья на сами на себя крамолу ковали, а поганые, с победами нарыскивая на землю Русскую,сами собирали дань по белке от двора»

Учитель: И все-таки, несмотря на поражение Игоря и на ту беду, что принес он своим походом, почему автор возвеличивает Игоря?

«О князь Игорь,
Немало тебе величия»
«Слава Игорю Святославовичу,
буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу»

Учащиеся: Автор возвеличивает князя Игоря за то, что он «скрепил ум силою своею.

И поострил сердце своё мужеством, исполнившись ратного духа
…навел свои храбрые полки
На землю Половецкую за землю Русскую.

Учитель: Для чего автор так подробно описал этот неудавшийся поход?

Какова главная идея «Слова о полку Игореве»?

Учащиеся: Святослав в своем златом слове, обращаясь к князьям, призвал их к единству.

«Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых
На землю русскую,
из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой…
«Вступите же, господа, в златые стремена
за обиду сего времени,
за землю Русскую!

Учитель: Таким образом, «Слово о полку Игореве» показывает, что только объединившись, можно одолеть врага.

Этот доклад был зачитан на съезде князей и возымел действие – в 1187 году русские князья объединились и нанесли поражение половцам.

Чем же это произведение так важно для нас сегодня?

Ответы учащихся.