Психологическое занятие "Развитие познавательной сферы младших школьников"

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Цель: развитие компетенций познавательной сферы.

Задачи:

  • развитие произвольного внимания;
  • развитие словесно-логического мышления.

Участники: учащиеся 4-х классов начальной школы (9-11 лет).

Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Упражнение № 1 «Спрятанные слова»

Инструкция: «Найдите названия месяцев и подчеркните их. Определите, какого месяца не хватает? Напишите ответ».

АПРЕЛЬВЗМИТОРВАТРНПЫФЙИЯНВАРЬЗАВНТРА
ИЮЛЬФРНАОЧСШВСТРМАЙКЛЩВТФЫВАПРОЛД
ЖЭХЗЩШГНЕКУЦЙЯЧБЮБСЕНТЯБРЬНГВРСИМТИ
ЙВСАВГУСТКУВЫПРОМТМАРТШОАРТИВНСТИЮ
НЬГРАГОНОЯБРЬШВОРАЛДЕКАБРЬЖЩАСТЫШУГ
ЦОРАЖШОЛЩЛФЕВРАЛЬЧТОЛДЖЭХДЛДОРЬ

________________________________________

Упражнение № 2 «Числа по порядку»

Инструкция: «Запишите числа из квадрата № 1 в возрастающем порядке, а числа из квадрата № 2 - в убывающем».

Квадрат № 1

28

204

76

54

94

7

_________________

186

127

39

Квадрат № 2

188

84

211

237

143

92

_________________

113

77

129

Упражнение № 3 «Четвёртый лишний»

Инструкция: «Найдите в каждой строке одно лишнее слово и зачеркните его. Напишите обобщающее словосочетание для оставшихся трёх слов».

Обобщающее словосочетание

Автобус, самосвал, троллейбус, трамвай

Брусника, клубника, черника, клюква

Декабрь, ноябрь, февраль, январь

Ясень, ольха, ель, тополь

Доктор, учитель, сосед, водитель

Кефир, хлеб, творог, йогурт

Упражнение № 4 «Перепутанные буквы»

Инструкция: «Расшифруйте слова, расставив буквы в правильном порядке. Найдите лишнее слово. Напишите обобщающее слово для оставшихся трёх слов».

1

2

НАСАНА

ЫШМЬ

ИКИВ

БАКАСО

ГУЦРЕО

КАКОШ

СИПЕРК

СТИА

Лишнее слово

Лишнее слово

Обобщающее слово

Обобщающее слово

Упражнение № 5 «Задания в квадрате»

Инструкция: «Выполните задания».

  1. Напишите в квадрате № 5 антоним к слову «узкий».
  2. Если в 1 часе 60 секунд, нарисуйте в квадрате № 2 круг.
    Если в 1 часе 3600 секунд, нарисуйте в квадрате № 2 треугольник.
    Если в 1 часе 360 секунд, нарисуйте в квадрате № 2 квадрат.
  3. Найдите из перечисленных ниже слов слово с ошибкой. Напишите это слово правильно в квадрате № 7.
    Жизнь, лыжы, шиповник, шило.
  4. Напишите в квадрате № 1 синоним к слову «градусник».
  5. Если ноябрь - зимний месяц, напишите в квадрате № 4 букву «А».
    Если ноябрь - осенний месяц, напишите в квадрате № 4 букву «Б».
  6. Если 1 килограмм гвоздей тяжелее 1 килограмма перьев, напишите в квадрате № 6 цифру «1».
    Если 1 килограмм гвоздей легче 1 килограмма перьев, напишите в квадрате № 6 цифру «2».
    Если 1 килограмм гвоздей равен 1 килограмму перьев, напишите в квадрате № 6 цифру «3».
  7. Если слова «мощный» и «сильный» являются синонимами, нарисуйте в квадрате № 9 «+».
    Если слова «мощный» и «сильный» являются антонимами, нарисуйте в квадрате № 9 «-».
  8. Маша и Петя - ровесники. Маше - 7 лет. Сколько лет Пете? Напишите ответ в квадрате № 3.
  9. Найдите лишнее слово:
    Новгород, Самара, Прага, Москва.
    Напишите его в квадрате № 8.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Приложение

Список литературы

  1. Ахутина Т.В, Пылаева Н.М. Школа внимания. - М., 2018.
  2. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание с нейропсихологом. - М., 2017.
  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. - М., 2008.
  4. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. - М., 2018.