Личностно-ориентированный подход в подготовке к творческим конкурсам

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: одаренные дети


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТ

Презентация

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Образовательный процесс в школе представляет собой разнообразную и многопрофильную систему деятельности. Одними из общепризнанных направлений работы с учащимися являются олимпиадное движение, конкурсы сочинений, чтецов, НПК и модное сейчас направление - флэшмоб. ОДНИМ СЛОВОМ – ТВОРЧЕСТВО.

Одной из важнейших задач обучения и воспитания является развитие творческих способностей детей. Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач. Творческие способности личности характеризуются готовностью к созданию новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления, входят в структуру одарённости.

Что же такое одаренность? Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Следует помнить:

  1. Одаренность - это норма, а не исключение.
  2. Одаренность поддается развитию, прежде всего, посредством повышения мотивации достижения.

Одаренность проявляется в разных областях.

Задачи, которые мы ставим перед собой при работе с одарѐнными детьми:

  • учесть степень и меру самораскрытия одарѐнных учащихся;
  • удовлетворить их потребности в информации по олимпиадным заданиям;
  • готовить их систематически, а не периодически;
  • использовать базовую, качественную литературу по предмету;
  • учитель должен быть сам готов к систематическому самообразованию.

Как говорил В.А.Хуторской «…Если организовать обучение, положив в основу обучения физиологические, психологические, возрастные, индивидуальные особенности детей, то они в состоянии учиться целый день без особой перегрузки и с заметно более высокими результатами. Для этого вовсе не обязательно ограничивать детей минимумом содержания образования, а, наоборот, всякий раз предоставлять возможность максимальной самореализации».

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

В настоящее время особое значение придаётся тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно – ориентированного и развивающего обучения. Мы готовим детей к выходу в жизнь, где они уже сами будут искать ответы на жизненно важные вопросы.

Личностно-ориентированный подход нацелен на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Наша задача – переход от старых принципов образования к новым, направленным на умственное и общее развитие учащихся современной школы.

Ребёнок – уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога – осознавать ценность развития личности ребёнка, а для обучаемых – осознавать жизненные явления и процессы и выбирать правильное решение в различных ситуациях. Успешное развитие творческих способностей возможно при создании определённых условий на основе личностно-ориентированного подхода, который будет благоприятствовать их формированию.

Ученику необходима педагогическая помощь и поддержка – это ключевые слова в характеристике личностно – ориентированного образования. Дети доверяют учителю, и он должен проявить своё педагогическое мастерство так, чтобы не разочаровать, не оттолкнуть современного школьника, а отзывчивостью, пониманием, любовью к ученику привлечь его к процессу познания нового.

В процессе работы сложились следующие формы работы с детьми:

  • современный адаптивный урок;
  • консультирование по проблемным вопросам;
  • индивидуальные образовательные траектории;
  • знакомство с качественной литературой, новыми заданиями;
  • интернет-ресурсы;
  • интернет-олимпиады, конференции, конкурсы;
  • использование технических возможностей кабинета;
  • участие в школьном информационном вестнике;
  • календарь школьника.

Рассмотрим некоторые формы работы с учениками подробнее.

1) Хорошо бы иметь оборудованный кабинет - центр учебно-методологического обеспечения уроков и подготовки к олимпиадам, к конкурсам, конференциям.

2) Учебники и учебные издания нового поколения дают целостную систему знаний, являющихся ориентиром для поиска нужной информации и решения творческих задач.

3) Календарь школьника, который должен быть составлен в сентябре и храниться у учителя и ученика. Здесь расписаны все олимпиады и конкурсы, в которых вы хотите участвовать со своими учениками в течение года. Это позволит систематизировать ваши действия.

4) Что нужно учитывать при подготовке к олимпиаде по русскому языку?

Задания строятся по разделам:

  • "История Русского Языка",
  • "Фонетика",
  • "Орфоэпия",
  • "Орфография",
  • "Лексика",
  • "Морфемика",
  • "Словообразование",
  • "Морфология",
  • "Синтаксис",
  • "Пунктуация"

Работа с данными разделами предполагает поэтапную подготовку учащихся по всем разделам языкознания.

Каковы же условия успеха при работе с одаренными детьми?

- Целостность восприятия факта языка при комплексной подаче материала.

- Слово – феномен одновременно нескольких уровней системы и речевых стихий.

- Слово рассматривается в системе, в тексте, в жанре.

- Регулярная тренировка внимательности.

- Регулярный возврат к уже пройденному материалу.

- Работа с выходящей новой литературой по предмету.

- Равнозначность теоретических, практических и творческих форм работы.

При подготовке к НПК ребёнок сам выбирает актуальную для него тему. Учителю необходимо совместно с учеником продумать маршрут работы: начиная от титульного листа и заканчивая защитой своего проекта. Роль учителя – наставник, который помогает, ориентирует, корректирует процесс.

Стоит особо выделить такой вид творческой деятельности как сочинение. К сожалению, многие наши ученики не могут грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль, поэтому целью занятий является формирование коммуникативных умений учащихся, умений необходимых для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания); формировать умение создавать устное выступление, анализировать текст.

Чтобы реализовать эти требования необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому даю своим ученикам возможность

  • думать свободно;
  • говорить непринуждённо, эмоционально;
  • читать много, внимательно;
  • анализировать много текстов;
  • осознавать, как эти тексты сделаны;
  • писать много, свободно, эмоционально.

Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.

В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.

Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, учащиеся начинают и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в 5–8 классах дают качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.

Особое внимание в процессе обучения, основным каналом взаимодействия учителя и ученика становится речь.

Колоссальные возможности для гуманизации учебного взаимодействия обучения содержатся в речи педагога. Речь учителя насыщает, обогащает учебный материал, учит создавать проблемные ситуации, не только пробуждает, но и создаёт условия для творчества.

Используя уроки речевого мастерства, учу ребят видеть, слышать, чувствовать текст, здесь же использую речевые тренинги, которые развивают образное мышление учеников, развивают устную и письменную речь, способствуют осознанному отбору речевых конструкций для собственных текстов, которые затем совершенствуются.

Особое внимание уделяю самоконтролю и взаимоконтролю. Формирование речевого самоконтроля в объёме макроструктуры текста тесно связано с реализацией коммуникативной цели сообщения и в объёме микроструктуры текста, т.е. способности предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения.

Особое значение для развития умения речевого самоконтроля имеет отсроченная повторная работа с тестом изложения, сочинения, когда ученик редактирует изложения своих одноклассников. Результатом такой работы является умение учащихся правильно выражать свои мысли, строить свою речь, писать изложения и сочинения с использованием языковых средств, приобретая собственный стиль речи.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.

Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.
Прекрасные условия для развития речи складываются во время экскурсий, путешествий, где возникает желание поделиться увиденным с товарищами, родителями, написать творческую работу, а погружаясь в художественные миры писателей, поэтов, живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь, сопереживать.

Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение.

Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности, начинаю вести ее с 5 класса. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.

В 6-7 классах темы сочинений становятся разнообразнее. Работая по программе Т.А.Ладыженской, развиваю у ребят навыки различного рода описаний, знакомлю с основами сочинения-рассуждения в разных стилях. Разработала уроки, готовящие учащихся к написанию сочинений по картинам. И уже с 8 класса начинаю работу по подготовке учащихся к написанию серьезных сочинений разных жанров, в том числе и по литературе, что пригодится и в 9 классе при подготовке к ГИА, и в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.

Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Применение новых технологий повышает заинтересованность детей к предмету.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного приема, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного занятия при подготовке к конкурсу является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.

В данном случае групповая работа дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.

В связи возросшими требованиями к культуре речи школьников необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением их словарного запаса. Систематически налаженная словарная работа помогает решить и эту проблему.

Ценность творчества заключаются не только в результате, но и в самом процессе. Обучение, основанное на активном практическом овладении навыками, будет более результативно. Как сказал И.Г.Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». В этом случае объект познания приближается к человеку и превращает, по мнению А.Леонтьева, общественный опыт в «знание для меня», либо «личностный смысл». Система творческих заданий при подготовке к различным видам конкурсов влияет на память, мышление, воображение, интуицию, наблюдательность, помогает формировать внутренний мир ребенка. Творческие задания особенно ценны в условиях личностно-ориентированного обучения.

Закончить хочу следующим девизом, который можно отнести и к учителю, и к ученикам:

Знать, искать и ошибаться,
Чтобы снова подниматься,
Своей цели добиваться,
Не лениться, не сдаваться!

Как в любом состязании, в конкурсах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой.

Желаю успехов!