Опыт организации подготовки учащихся к ОГЭ по физике

Разделы: Физика

Класс: 9

Ключевые слова: подготовки к ОГЭ по физике


Одно из направлений по организации подготовки учащихся к ОГЭ – это систематическое включение заданий ОГЭ в урок. Для успешной сдачи экзамена необходимо знакомить учащихся с содержанием заданий ОГЭ и способами их выполнения в период обучения с 7 по 9 класс. Хорошей копилкой таких заданий является банк открытых заданий с сайта ФИПИ и учебные пособия с типовыми экзаменационными вариантами.

Я хочу поделиться опытом своей работы. Большое внимание уделяю решению качественных задач. Решаются такие задачи путем умозаключений, базирующихся на законах физики. Математические вычисления при этом не применяют. Учащимся выдается памятка по решению качественных задач, подробно разбирается способ решения во время урока на разных его этапах. Предлагаю подборку качественных задач из материалов ОГЭ по теме: «Тепловые явления» и памятку для учащихся.

Подборка качественных задач по теме «Тепловые явления»

  1. Что обжигает кожу сильнее: вода или водяной пар одинаковой массы при одной и той же температуре? Ответ поясните.
  2. Из какой кружки — металлической или керамической — легче пить горячий чай, не обжигая губы? Объясните почему.
  3. Куда следует поместить лед, с помощью которого необходимо быстро охладить закрытый сосуд, полностью заполненный горячей жидкостью — положить сверху на сосуд или поставить сосуд на лед? Ответ поясните.
  4. Два одинаковых латунных шарика падают с одной и той же высоты. Первый шарик упал в песок и остановился, а второй, ударившись о камень, отскочил и был пойман рукой на некоторой высоте. Внутренняя энергия какого шарика изменилась на большую величину? Ответ поясните.
  5. Два одинаковых термометра выставлены на солнце. Шарик одного из них закопчен, а другого — нет. Одинаковую ли температуру покажут термометры? Ответ поясните.
  6. Стакан наполовину заполнен кипятком. В каком случае вода остынет в большей степени: если подождать 5 минут, а потом долить в стакан холодную воду; если сразу долить холодную воду, а затем подождать 5 минут? Ответ поясните.
  7. Два бруска одинаковых размеров имеют одинаковую температуру +300°С. Удельные теплоёмкости брусков и их плотности также одинаковы. Брусок 1 имеет большую теплопроводность, чем брусок 2. Какой из этих брусков быстрее охладится на воздухе, температура которого равна +20°С? Ответ поясните.
  8. Какой снег – грязный или чистый – при прочих равных условиях на солнце тает быстрее? Ответ поясните.
  9. Сохранится ли равновесие, если на одну чашу весов поставить блюдце с горячей водой, а на другую, уравновешивающие ее гири? Ответ поясните.
  10. В какую погоду – тихую или ветреную – человек переносит мороз легче? Ответ поясните.
  11. В каком климате (влажном или сухом) человек легче переносит жару? Ответ поясните.
  12. При каких условиях у человека возникает в большей степени ощущения жары:
    - При температуре воздуха 35°С и относительной влажности 90%;
    - При температуре воздуха 35°С и относительной влажности 40%?
    Ответ поясните.
  13. Имеются деревянный и металлический шарики одинакового объёма. Какой из шариков в 40-градусную жару на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните.
  14. В жаркий день туристы из колодца налили воду в две одинаковые пластиковые бутылки. Одну из них они несли в полиэтиленовом пакете, а вторую в рюкзаке, завернутую в толстый шерстяной свитер. Вода в какой бутылке нагревается быстрее? Ответ поясните.
  15. У какого окна, выходящего на северную или южную сторону, лучше располагать термометр для измерения температуры наружного воздуха? Ответ поясните.
  16. В жаркий день туристы из колодца налили воду в две одинаковые стеклянные бутылки. Одну из них завернули в сухое тонкое полотенце, а вторую в мокрое полотенце. Вода в какой бутылке нагревается быстрее? Ответ поясните.
  17. Два одинаковых бруска льда внесли с мороза в теплое помещение. Первый брусок завернули в шерстяной шарф, а второй оставили открытым. Какой из брусков будет нагреваться быстрее? Ответ поясните.
  18. Два одинаковых сосуда наполнены молоком. Первый сосуд накрыли сухой марлевой салфеткой, а второй сосуд накрыли марлевой салфеткой, края которой опустили в воду. В каком сосуде молоко дольше не прокиснет в жаркий день? Ответ поясните.
  19. Кружка с водой плавает в кастрюле с водой. Закипит ли вода в кружке, если кастрюлю поставить на огонь? Ответ поясните.
  20. В одинаковые калориметры налили воду и эфир одинаковой массы/, первоначальная температура которых равна 250С. Будут ли отличаться (и если будут, то как) показания термометров в воде и эфире через некоторое время? Ответ поясните.
  21. В комнате на столе лежат пластмассовый и металлический шарики одинакового объёма. Какой из шариков на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните.
  22. На одну чашу весов поставили стакан с холодной водой, а на другую с горячей и уравновесили их. Нарушится ли равновесие весов через некоторое время?
  23. В две одинаковые чашки налили одинаково горячий кофе, только в первой чашке кофе черный, а во второй кофе со сливками высокой жирности. В какой из чашек кофе остывать будет быстрее? Ответ поясните.

Памятка по решению качественных задач

Решение качественной задачи подразумевает не только формулировку правильного ответа, но и выстраивание строгой и четкой логики его обоснования.

В любой качественной задаче рассматривается один или несколько процессов. Решение такой задачи представляет собой доказательство, в котором присутствует несколько логических шагов.

Каждый логический шаг – это описание изменений физических величин (или других характеристик), происходящих в данном процессе, и обоснование этих изменений. Обязательным является указание на законы, формулы или известные свойства явлений, на основании которых были сделаны заключения о тех или иных изменениях величин или характеристик.

Общий план решения качественных задач состоит из следующих этапов:

  1. Работа с текстом задачи (внимательное чтение текста, определение значения всех терминов, встречающихся в условии, краткая запись условия и выделение вопроса)
  2. Анализ условия задачи (выделение описанных явлений, процессов, свойств тел и т.п., установление взаимосвязей между ними, уточнение существующих ограничений (чем можно пренебречь)).
  3. Выделение логических шагов (доказательства) в решении задачи.
  4. Осуществление решения:
    - построение объяснения для каждого логического шага.
    - выбор и указание законов, формул и т.п. для обоснования объяснения для каждого логического шага.
  5. Формулировка ответа и его проверка (по возможности).

Пример решения качественной задачи

Задача: Из какой кружки — металлической или керамической — легче пить горячий чай, не обжигая губы? Объясните почему.

Решение

Краткая запись условия:

Вопрос: Из какой кружки можно пить чай, не обжигая губы?

Анализ условия: По условию задачи в обе кружки налита жидкость одной и той же температуры, но одна кружка сделана из металла, а другая – керамическая.

Выделение логических шагов (доказательства) в решении задачи

1 шаг. Энергия от нагретой воды передается поверхности кружки при их непосредственном контакте.

2 шаг. От одной части кружки к другой передача энергии осуществляется путем теплопроводности.

3 шаг. Теплопроводность металла и материала, из которого изготовлена керамическая кружка, различна.

Осуществление решения

Кинетическая энергия молекул горячей воды больше кинетической энергии частиц металла и частиц материала керамической кружки. Молекулы горячей воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам металла и частицам материала керамической кружки. В результате металлическая и керамическая кружка будут нагреваться.

Частицы металла расположены друг к другу ближе, чем частицы материала керамической кружки, так как этот материал в результате обработки обладает пористостью. По этой причине передача энергии путем теплопроводности от одной части кружки к другой быстрее происходит в металле, медленнее - в материале, из которого изготовлена керамика, в порах находится воздух и затрудняет передачу энергии. В результате низкой теплопроводности материала керамической кружки, ее поверхность будет нагреваться и остывать медленнее по сравнению с металлической.

Пить чай, не обжигая губы, из нее легче.

Формулировка ответа

Ответ: Легче пить чай, не обжигая губы, из керамической кружки.

Образец оформления задачи на экзамене ОГЭ

Ответ на задачу предполагает два элемента:

1) правильный ответ на поставленный вопрос и 2) пояснение, базирующееся на знании свойств данного явления.

Ответ: Из керамической кружки.

Пояснение: Кинетическая энергия молекул горячей воды больше кинетической энергии частиц металла и частиц материала керамической кружки. Молекулы горячей воды будут передавать часть своей кинетической энергии частицам металла и частицам материала керамической кружки. В результате металлическая и керамическая кружка будут нагреваться.

Частицы металла расположены друг к другу ближе, чем частицы материала керамической кружки. так как этот материал в результате обработки обладает пористостью. По этой причине передача энергии путем теплопроводности от одной части кружки к другой быстрее происходит в металле, медленнее - в материале, из которого изготовлена керамика, так как в порах находится воздух и затрудняет передачу энергии. В результате низкой теплопроводности материала керамической кружки, ее поверхность будет нагреваться и остывать медленнее по сравнению с металлической. Пить чай, не обжигая губы, из нее легче.

Соблюдайте единый орфографический режим!

(Часто при записи решения физических задач учащиеся делают большое количество лексических и орфографических ошибок, затрудняющих понимание написанного.)