Занятие по познавательному развитию "Зимнее волшебство"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, старшие дошкольники


Форма организации детей: творческая мастерская.

Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Цель: развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультипликационного кино.

Задачи:

  • Совершенствовать фонематический слух - повторение звука С;
  • Обогащение словарного запаса новыми словами и названиями профессий;
  • Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».

Оборудование и материалы: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, мульт-стол, фотоаппарат, штатив, материал для показа рисования в технике «Эбру», салфетки, пипетки.

Предварительная работа: знакомство с историей мультипликации, с профессиями мультипликаторов, со съемкой мультфильма.

Ход занятия

I. Мотивационно-ориентировочный этап

Здравствуйте! Я рада вас приветствовать. Посмотрите, сколько пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

Послушайте и отгадайте:

Если видишь на экране
Винни-Пуха с Пяточком,
Или Машу и Медведя
Или Печкина с письмом,
Или Муху Цокотуху
Или Лунтика с луны
Или всех героев сразу
Что за видео скажи? (Мультфильм)

А вы знаете какие-нибудь мультфильмы? Какие? Только говорите по очереди, чтобы мы слышали друг друга. (дети называют свои любимые мультфильмы).

II. Практический этап

Сегодня мы с вами совершим необычайное путешествие в страну «Мультипликация». Познакомимся с профессиями мультипликаторов, и сами снимем мультфильм.

 Ребята, какое время года у нас сейчас? Вот и пришла зима. Какой скоро наступит праздник…. Помните какой? (Новый год). А кто на этом празднике самый главный?

Да, Дед Мороз готовит уже сюрпризы для нас. А где живет Дед Мороз? А сегодня, у нас Дед Мороз, который живет на севере. Это необычный снежный край, где существует Северное сияние.

Северное сияние – это много ярких, красочных огней, которые переливаются в небе.

Посмотрите на экран, сколько разных цветов переливаются в небе? Какие?

Ребята, послушайте внимательно, с какого звука начинаются слова - Северное сияние (звук С). Давайте, вместе с вами повторим этот звук С. (Зубки вместе, уголки рта немного подняты).

А там на скалистом, снежном Севере, где существует Северное сияние сказывается славная сказка. В снежном доме жил да был старик Дед Мороз. Каждый день старик Дед Мороз собирал сладкие подарки для самых маленьких детей и зверей. Время пролетело не заметно. Скоро ступил на снежную землю Новый год. Стал старик Дед Мороз собирать сладкие подарки и собрался в путь дорогу. Странствовал сотню дней по снегу, по сугробам, через стужу и снегопады. И кого не встретит сам своими руками сладкие подарки вручает и трусишке зайчишке и снежному мишке. А кому последний сладкий подарок достанется, Вы узнаете позже….

Ребята, а какой звук в этой сказке повторялся чаще всего?

Ой, ребята, сказку мы с вами придумали, а самого главного в нашей сказке не хватает. Чего ребята? (Северного сияния)

Фон к нашему мультфильму я предлагаю создать Вам самостоятельно и попробовать себя профессии художников – мультипликаторов.

А пока мы идем с вами сделаем разминку. Повторяем вместе со мной. (подходят к столу с красками Эбру)

По дорожке мы шагали
Свист метели услыхали с-с-с,
Смело мы идем вперед,
Где северное сияние нас в гости ждет.

Что мы с вами сейчас будем рисовать?

Чтобы наше Северное сияние получилось, как настоящее, мы с вами будем рисовать его на воде.

Нам понадобятся специальные краски и палочка, пипетки.  (Воспитатель показывает необходимые для рисования принадлежности).

А теперь я Вам покажу как это нужно сделать. (Воспитатель берет пипетку, опускает в синею краску.  Далее, аккуратно прикасается к поверхности воды, оставляя расплывающийся круг на поверхности.)

Мы берем пипетку опускаем ее в краску синего цвета, а потом, капаем небольшую капельку у поверхности.

А эта техника рисования называется «Эбру». Повторите ребята - это название. (Дети повторяют название «Эбру») в переводе с турецкого - танцующие краски (все вместе повторите). Северное сияние, словно танцующие краски в небе, поэтому она сможет более точно создать нашу картину.

А теперь возьмем краски других цветов и повторим. Какие цвета есть еще рядом с вами? (Воспитатель предлагает каждому ребенку поочередно, выбрав цвет, нарисовать разноцветные круги на воде.)  Действительно, круги краски расплываются, словно Северное сияние в небе. А теперь, чтобы наше Северное сияние было более интересно, с помощью деревянной палочки сделаем вспышки. Воспитатель показывает данный прием. В процессе рисования. Воспитатель задает вопросы детям:

Что мы с вами рисуем? (Северное сияние)

Как называется техника? (Эбру)

На что она похожа? (танцующие краски)

Теперь кладем пипетки обратно в краску. Вытираем руки салфеткой. (Дети выполняют вместе с воспитателем указания)

Посмотрите, какой яркое Северное сияние у нас получилось на воде. Как вы думаете, сможем ли мы с вами поставить нашу картину в рамку? (Дети высказывают свое мнение)

Чтобы поставить нашу картину в рамку, нам нужно перенести нашу картину с воды на лист бумаги. У меня есть специальная бумага. Накроем получившуюся картину листом (Воспитатель аккуратно накрывает картину листом). Но картине нужно время, чтобы отпечататься на листе. Давайте дружно посчитаем до 10.

Сейчас мы с вами попробовали себя в профессии художников мультипликаторов.

Фон к нашему мультфильму готов, а пока он не высох я его просто сфотографирую и оформлю им нашу декорацию, вот сюда…

А теперь я предлагаю вам его оживить. А вот и Дед Мороз. Ну что попробуем?

- Нам нужен оператор! (выбираем ребенка) Остальные будут Художниками – аниматорами.

- Будем работать вместе, дружно. Сначала Дед Мороз будет в снежном деревянном доме.

Поставим нашего Деда Мороза в домик, будем его передвигать примерно на 1 см. Дед Мороз подходит к саням с собирает по очереди 3 подарка отправляется в путь.

Снимаем. Каждое движение фиксируем на фотоаппарат.

Там на скалистом, снежном Севере, где существует Северное сияние сказывается славная сказка. В снежном доме жил да был старик Дед Мороз. Каждый день старик Дед Мороз собирал сладкие подарки для самых маленьких детей и зверей. Событие свершилось. Скоро ступил на снежную землю Новый год. Стал старик Дед Мороз собирать сладкие подарки и собрался в путь дорогу. Странствовал сотню дней по снегу, по сугробам, через стужу и снегопады. И сам своими руками сладкие подарки вручал и трусишке зайчишке и снежному мишке. А кому последний сладкий подарок достанется, Вы узнаете позже….

Стоп. Снято!

III. Рефлексивно-оценочный этап

- Сейчас я отснятые кадры заведу в компьютер. Вы присаживайтесь пока на свои места. Чтобы наш мультфильм был готов мне потребуется пару минут. А пока ответьте мне:

- Что мы сегодня с вами учились создавать? (мы сделали мультфильм)

- С какими новыми профессиями познакомились?

- Мультфильм снимает один человек или целая команда?

- Какой звук мы сегодня с вами повторили?

- Какую технику рисования с вами узнали?

Мы сегодня такие молодцы, так хорошо мне помогали, а наш мультфильм уже практически готов.

- Посмотрим, что у нас получилось?

Просмотр мультфильма.

- Можете похлопать себе!

Я поздравляю вас с вашим первым мультфильмом.

А на память я хочу подарить вам в группу, картину которую мы сегодня с вами нарисовали в технике Эбру.

IV. Последующая работа

Мультипликация может служить опорной схемой при составлении рассказа или сказки.