Настольная игра для младших школьников: сущность, правила, результат

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование

Классы: 1, 2

Ключевые слова: младшие школьники, настольная игра


С самых древних времен люди коротали время, переставляя фишки на игровом поле по замысловатым правилам.

Игра – не просто веселое развлечение, но важное занятие, имеющее огромное значение для гармоничного развития личности. Недаром игру называют ведущим видом деятельности ребенка в дошкольный период.

Детские игры разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр (Ф.Фребель, К.Грос, П.Ф.Лесгафт, Н.К.Крупская и др.).

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр.

Остановимся лишь на некоторых. Так, А.В.Запорожец и А.П.Усова разработали следующую классификацию:

- игры творческие и их разновидности: игры — драматизации и строительные игры;

- подвижные игры;

- дидактические игры.

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой. Они предлагают следующий вариант классификации.

Игры с правилами можно разделить на три подгруппы:

  • подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.);
  • сюжетные игры: ролевые (когда ребенок «превращается» в доктора, маму, бабушку); режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи);
  • игра-драматизация (можно провести аналогию со спектаклем).

На наш взгляд, интересный подход к классификации игр найден П.И.Пидкасистым и Ж.С.Хайдаровым. Они предложили деление игры на два основных типа: естественные и искусственные игры -

- естественные игры разделены на три подвида:

  • игры теплокровных животных и их детенышей;
  • игры первобытных людей и их детей;
  • игры современных детей на разных стадиях развития;

- искусственные игры разделены на два подвида:

  • детские игры;
  • результативные игры, из них (энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы» (например, хоккей и лапта);
  • интеллектуальные - абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии»).

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К.Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

  • по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
  • по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;
  • по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
  • по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;
  • по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.

Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо акцентировать, что игра на разных этапах взросления ребенка играет огромную роль в развитии его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Так, в сюжетно-ролевой игре дети впервые привыкают к систематическим умственным усилиям, с помощью образов, игровых действий и громкой речи удерживают идею игры, создают сюжет, строят поведенческие коллизии. И, в первую очередь, в игре дети дошкольного возраста развивают воображение, и осваивают логически-образное представление действительности. Не меньшую пользу приносят подвижные игры вроде пряток, борьбы или догонялок. Именно в таких нехитрых забавах развивается сила, ловкость, координация движений, меткость, реакция и многие другие физические качества. В игре дети обучаются взаимодействовать друг с другом, развивают коммуникативные навыки, примеряют на себя разные социальные роли, определяя свой путь среди людей. В ходе любой игровой деятельности развивается личность ребенка, его воля и воображение. Именно в игре дети начинают дифференцировать себя по половому признаку. На особом месте находятся специально разработанные развивающие игры, с помощью которых можно добиться высоких результатов в развитии интеллектуальных способностей детей. Наконец, любая игра приносит неоценимую пользу для развития детского самосознания. В игре каждый ребенок открывает мир, отличный от своего собственного, что пробуждает в нем тягу с самореализации и самовыражению, создавая благоприятные условия для развития гармоничной личности.

Современная отечественная педагогика делит игры на:

  • игры, придуманные детьми (творческие);
  • игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).

Творческие игры включают: cюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации. Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности. Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий. В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания. Игры с правилами: подвижные игры и дидактические игры. Подвижные игры - правила в них сформулированы до начала игры. Ребенок учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их.

Рассмотрим настольные игры.

Настольная игра – это игра, «основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих» [52, с. 317].

В число настольных игр входят игры со специальным полем, карточные игры, кости, солдатики и другие.

Настольные игры, в отличие от спортивных и видеоигр, не требуют активного перемещения игроков, наличие дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т.п.

В настольные игры играют двое и более игроков, используя специальную доску, игровое поле или обычный стол. Доска и поле могут иметь маркировки и специально обозначенные места, а в самой игре – часто используются разного рода жетоны, фишки, карточки и подобные им элементы, выполняющие во время игры отведенную им конкретную функцию.

Шахматы и другие настольные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития мышления. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры» [56, с. 112]. Влияние шахмат на раннее развитие детей доказано многочисленными исследованиями психологов. В Венесуэле провели тестирование учащихся двух школ, в одной из которых шахматы были включены в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. Подобные эксперименты, проводившиеся в других странах, показали такой же результат.

Го – менее популярная игра, но очень перспективная в развивающем плане. В Японии проводились исследования, подтвердившие, что врожденные способности лучше раскрываются у детей, которые играют в го. Рекомендовано начинать обучение в возрасте 4-5 лет, когда процессы мышления еще формируются. В го важны не только аналитические способности – большую роль играет интуиция. Исследования людей, перенесших инсульт, показали, что в начале игры решающее значение имеет правое полушарие, отвечающее за творческие способности, а в середине и конце – левое, отвечающее за логическое мышление. Таким образом, у детей, играющих в го, развиваются оба полушария. Нельзя сказать, что в шахматах творчество отсутствует, но все же эта игра скорее аналитического плана.

Го – одна из старейших и популярнейших стратегических настольных игр в мире. В Китае в неё играют уже более 2000 лет. Только в Японии около 10 миллионов человек регулярно играют в го и около 400 профессионалов живут за счёт обучения игре и соревнований в турнирах, призовой фонд которых достигает 30 миллионов йен. Научиться играть в го очень просто. Можно изучить правила за несколько минут, но потратить всю жизнь на изучение её глубины и утончённости. Го начинается с простейших концепций – дерево и камень, линия и окружность, чёрное и белое. Однако используются сложнейшие стратегии, которые поражают воображение. Эта игра столь глубока, что азиатские руководители используют её как парадигму для принятия решений в своей работе, генералы строят свои военные планы на основе стратегии этой игры, политики придерживаются принципов го во взаимоотношениях с другими странами. Для некоторых игроков го – это модель жизни. Стратегические концепции игры используются ими как образец для принятия решения в повседневной жизни. Вот некоторые основные принципы, которые закладываются в основу почти каждой игры: «Не клади все яйца в одну корзину», «Не сжигай за собой мосты», «Не ломись в открытую дверь».

Можно сравнить Го и шахматы. В обеих играх требуется стратегическое мышление очень высокого уровня, и обе предоставляют игрокам много возможностей для проверки своего тактического искусства. Обе сложны, стимулируют интеллект и невообразимо интересны.

У Го есть игры-«родственники» – интеллектуальные настольные игры, такие как шахматы и шашки. Во всех этих играх важно наличие умного и хитрого соперника, иначе игра перестает быть интересной и теряет остроту.

В Го играют на прямоугольном поле, называемом доска или гобан, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями через равные промежутки. Стандартная доска имеет разлиновку 19×19 линий, для обучения и коротких неофициальных игр могут применяться доски меньших размеров: обычно 13×13 или 9×9 линий. Обычно доска изготавливается из дерева. Также для игры необходимы камни - специальные фишки двух контрастных цветов, чаще всего - черные и белые. В японской традиции камни имеют линзообразную (двояковыпуклую) форму, в китайской - плоско-выпуклую. Полный комплект для игры должен содержать 361 камень - 180 белых и 181 черный (реальные наборы чаще содержат по 180 камней каждого цвета, в продаже есть также наборы по 160 камней). Камни могут быть изготовлены из пластмассы, стекла, керамики, раковин, обычных или полудрагоценных камней. Традиционно в комплект для игры входят чаши -сосуды с крышками, чаще всего изготовленные из дерева. Они служат для хранения камней. В официальных соревнованиях используются игровые часы, аналогичные или подобные шахматным, для контроля времени.

Настольные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность.

Не менее важно развивать умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

Настольные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в следующих партиях. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций задач.

Настольные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий, т.е. действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Очень часто можно слышать от родителей вопрос «Когда лучше начать заниматься с ребенком, предлагая ему подобные игры?» Различные школы раннего развития предлагают обучение с 2-3 лет, но в этом случае шахматы используются не по назначению – те же задания с равным успехом можно выполнить и с любыми другими фигурками. Осознанно дети начинают воспринимать шахматы примерно с 4 лет, многие чемпионы (например, Х.-Р. Капабланка) начинали играть именно в этом возрасте. Но наиболее важный период в развитии мышления – это возраст 7-12 лет, поэтому уроки шахмат, как правило, начинают со второго класса, так как первый год в школе – это большие перемены и адаптационный период в жизни ребенка.

В нашей стране тоже придают особое значение настольным играм. Так турнир по настольным играм впервые состоялся 12 ноября 2011 года и проводится ежегодно. Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» совместно с Молодежным центром города Обнинска при поддержке магазина «Технология игр» организовала Городской турнир по настольным играм «GREAT CHALLENGE» (Большой Вызов). Этот турнир по настольным играм имел статус общегородского мероприятия для учащихся школ города Обнинска, направленное на объединение молодежи города Обнинска и организацию ее интеллектуального досуга. Цели и задачи Турнира: создание условий для реализации досуговой инициативы молодежи; объединение широкого круга молодежи на интеллектуальной основе; пропаганда организованного досуга и здорового образа жизни; формирование культуры проведения свободного времени, развитие коммуникативных навыков культуры межличностного общения детей и подростков, развития логического мышления, умения быстро принимать правильные решения.

Используя интернет-ресурсы, мы отыскалиРейтинг самых популярных настольных игр в нашей стране, к ним относят:
1. «Монополия»
2. «Эрудит»
3. «Морской бой»
4. «Шахматы»
5. «Шашки»
6. «Нарды»
7. «Домино»
8. «Мозаика»
9. «Крестики-нолики»
10. Приключения и путешествия разных сказочных и мультипликационных героев и другие настольные игры.

Таким образом, игра, в частности настольная игра, рассматривается как особая форма деятельности младших школьников, способствующая познанию окружающей действительности, развитию умений взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, умений межличностного общения (слышать своего партнера-игрока в ходе игры, соблюдать условия игры, следовать алгоритму игровых действий и др.). В настоящее время настольная игра является и видом досуга и сплачивает всех членов семьи. Современные настольные игры предлагают широкий выбор самых разнообразных сюжетов – для младших школьников, для всей семьи, командные и развивающие версии. Каждый может выбрать лучшие настольные игры для себя – с оригинальным наполнением, удобной игровой механикой, занимательным сюжетом. На вопрос «Какая самая популярная настольная игра в России?», нельзя дать однозначный ответ. Любители этого жанра вспомнят названия нескольких настольных игр, в другие – назовут лишь знакомые им. Популярность каждой игры зависит от тех, кто в нее играет.