Урок русского языка "Правописание не с именами существительными". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: правописание не с именами существительными


Цели:

Обучающие:

  • закрепить знания об имени существительном, полученные на предыдущих уроках:
  • совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному;
  • повторить основные виды орфограмм, изученных в данном разделе;
  • определять род несклоняемых имен существительных.
  • познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с именами существительными.

Развивающие:

  • обогащать словарный запас учащихся;
  • формировать коммуникативное мировоззрение;
  • развивать память, внимание, воображение учащихся;
  • развивать волю, эмоции, интерес к предмету;
  • развивать логическое мышление, память, монологическую речь.

 Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, речевую культуру;
  • воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран.

Здоровьесберегающие:

  • Соблюдать  физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки).

Планируемые результаты

предметные

личностные

метапредметные

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Методы:

  • Объяснительно-иллюстративный.
  • Репродуктивный.
  • Поисковый.

Тип урока по цели: Изучение нового материала.

Тип урока по форме: Комбинированный.

Оборудование:

Виды деятельности:

  • Работа в группах
  • Работа в парах
  • Индивидуальная работа
  • Наблюдение
  • Работа с тестом
  • Взаимоконтроль
  • Работа с кроссвордом.

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Вы, конечно же, любите мечтать. Я думаю, что вам будут близки строки стихотворения.

Слайд №1

 

Наблюдение

2. Постановка целей и задач

Вставьте пропущенные буквы. Вот проблема, которую мы пока не в состоянии решить, но к концу урока мы сможем ответить на вопрос: как же нужно писать – слитно или раздельно?

Скажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вам не хватало знаний из этой области?

Я не случайно выбрала эпиграфом к нашему уроку именно это стихотворение. Вы знаете, что в апреле 2021 года исполнится 60 лет первому полёту человека в космос.

Слайд № 2

- А вот какой юбилей, связанный с космическим пространством, наша страна отметит в 2023 году?

- Первый в мире полёт женщины-космонавта был совершён Валентиной Терешкова 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6.

- Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина, звание которой генерал-майор. Кандидат технических наук, профессор, автор более 50 научных работ

 

Беседа
Постановка проблемы

 

 

 

Наблюдение

3. Актуализация знаний

- Мы не можем обойти вниманием эту дату в уходящем году. Я предлагаю вам совершить космическое путешествие прямо сейчас, на уроке, это будет виртуальное путешествие в такой же интересный, как и космос, ещё мало изученный нами мир русского языка.
В космос летят космонавты, но мы не просто космонавты, а космонавты-лингвисты. Я просила вас заранее выяснить лексическое значение слова лингвистика
- Кто же такие лингвисты?
Слайд № 3
- в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия наблюдают учёные - эксперты - гости на нашем уроке. Познакомьте нас со значением этого слова.

 

 

 

Работа со словарём

Слайд № 4
- Руководство полётом разрешите взять на себя.
- В любое путешествие отправляются с определённой целью. Есть она и у нас. Посмотрите на название нашего путешествия и сформулируйте её.
Слайд № 5
- Верно, мы познакомимся с условиями выбора слитного и раздельного написания не с существительными; повторим сведения о существительном, изученные на предыдущих уроках. Скоро наш любимый праздник, поэтому из космоса мы будем наблюдать, как в новом году готовятся в других странах.
- Внимание, экипаж! Открываем бортовые журналы, заносим в них дату путешествия и его тему.
- Работать вы будете в командах, я прошу капитанов распределить обязанности в ваших группах (ответственный за дисциплину экипажа, ответственный за выход в открытый космос, ответственный за организацию рабочего места, ответственный за подведение итогов полёта)
- Путешествие – дело трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить доступ к полёту – пройти контроль вашего лингвистического здоровья. (задание №1 в маршрутном листе, выполняем устно в группах)
- Капитан экипажа «Умницы», к полёту готовы? Знатоки, Эрудиты, Всезнайки? Полетели
Слайд № 6
Работа в группах
- Внимание, слева по борту мы видим с вами Италию.
Слайд № 8
Посмотрим, как же встречают новый год в этой стране?
Сообщение №1
В Италии в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окно, потому что верят, что это принесёт богатство. А итальянские дети внимательно следят за печной трубой. Через неё в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям достаются угольки.
Сообщение
- Сейчас пролетаем над Германией.
- Каковы традиции этой страны? Сообщение №2
В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год.
Символ нового года в Германии – трубочист. Кто прикоснётся к нему и измажется сажей, будет счастлив.

Сообщение

- Мы приближаемся к станции «Орфографическая» Вам нужно разгадать кроссворд, внеся в нужную строчку слово с допущенной орфографической ошибкой, естественно, вы её исправите.
- Что получилось?
- Мы поднимаемся всё выше…и видим…
Слайд № 9
- Кто же это? Он улыбается нам, наверное, желает что-то сказать. Хочу вам представить моего марсианского друга.
Слова марсианина
- Я так спешил, что приехал к вам без пальты. Кое-как успел, с таксями у вас, землян, большая проблема. Хотел ехать на метре, а метры у вас нет. Вот мы на Марсе ездим по шоссу на кенгурях, и в кафу на кенгурях, и в киню на кенгурях.
Я, собственно, зачем прилетел? В гости вас пригласить, прямо на Марс, на улицу Зелёных человечков. Я ведь хочу с вами дружить, особенно Мейр Димой, Довыденкой Лерой, Девятыховой Алёной.
Ой, сколько время? Я не опоздаю в ваш гардероб? А то все польты выдадут.
- Марсианин, конечно, готовился к встрече, учил русский язык. Но ошибок допустил в речи много. Поможем ему исправить ошибки.

 

Работа в парах

 

Наблюдение

 

 

 

Беседа

- А мы отправляемся в путешествие дальше и приближаемся к Шотландии.
Слайд № 10
Каковы традиции этой страны? Сообщение №3
В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь – пока часы бьют, в неё, считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.
Сообщение
- А теперь давайте отдохнём и выйдем в открытый космос. Наши глаза отдохнули, теперь ответственные за выход в открытый космос проведут разминку в своих командах. Разминка

4. Первичное усвоение новых знаний

- Вы помните цель нашего путешествия? Высадимся на станции «Исследовательская» и познакомимся с заданием №3. Изучите предложенный материал, сделайте выводы о том, когда не с существительным пишется слитно, а когда – раздельно.

Комментарии: слово не употребляются без не, без не слова теряют своё лексическое значение. Интересна история слова ряха. Оно живёт в некоторых диалектах и означает «женщина - чистюля.» Однако в  литературном русском языке его нет. Следовательно, слово неряха без не не употребляется. Интересна история слова «негодяй», понятно, что оно связано со словом годиться, неожиданно его устаревшее значение: рекрут, оказавшийся непригодным к воинской службе.

Внешний признак противопоставления – наличие союза а.

Нет таких слов, потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи.

Самостоятельная исследовательская работа

- Откройте космическое пособие. Параграф №43, познакомьтесь с его содержанием. Перед вами стоят две цели:
- проверить правильность ваших выводов;
- выяснить, как обозначается эта орфограмма.
- Чем же может быть не?
- А мы отправляемся дальше и видим величайшую державу мира – Россию.
Слайд № 11
Сообщение №4
На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну, что совпадало с праздником Масленицы. Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при Великом князе всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.
- А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Пётр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года).
Слайд № 12

Самостоятельная работа с учебником

5. Первичная проверка понимания

- Найдите слова с допущенными орфографическими ошибками.
- Творческий диктант.
Подберите слова с не, запишите их в столбик.

  • Того, кому не сидится на месте, называют… непоседа.
  • То чувство, которое вызывает сильное раздражение, возмущение называют … негодование.
  • Выдуманное сообщение называют… неправда.
  • Неудачное стечение обстоятельств называют … невезение.
  • Знайка дорожкой бежит, а … на печке лежит.

 

Творческий диктант

6. Первичное закрепление
- Следующая станция «Итоговая» Вы работаете самостоятельно с тестом (задание №4) Выберите работу на 5 и на 4 балла.
- Поменялись тетрадями, проверили работы. Капитаны, оцените работу каждого члена экипажа, учтите оценки за тестовое задание. Результаты будут внесены в книгу Почётных достижений.

Работа с разноуровневыми тестами

Взаимоконтроль

7. Рефлексия
- Вы показали сегодня блестящий результат. Конечно, немногие из вас станут космонавтами. Но я верю, что среди вас есть великий в будущем художник Влад Винокуров, звёзда эстрадного танца Митюкова Валерия,
Слайд № 13
- есть среди вас талантливые в будущем учителя, врачи, инженеры. А пока вы просто дети
Слайд № 14
- И даже таких мы вас очень любим.
- А сейчас вернёмся к нашим вопросам, на которые в начале урока не смогли дать ответ.
- Используя слова с не, составьте пожелания своим одноклассникам.

 

Наблюдение

 

 

Беседа

8. Информация о домашнем задании
Написать сочинение-миниатюру о сегодняшнем дне, используя существительные с не.

 

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4