Мастер-класс "Использование технологий критического мышления, проблемного обучения и игровой деятельности" на примере урока по литературному чтению. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Школа России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (138 МБ)


Слайд 1 Литературная гостиная «Пушкинские дороги»

Слайд 2 (цель мастер-класса)

Цель мастер-класса - вспомнить некоторые приёмы применения технологий на уроках и придумать, как можно осуществить наиболее приемлемый метод для формирования навыков критического мышления, проблемного обучения и игровой деятельности на примере урока «Литературная гостиная «Пушкинские дороги». УМК «Школа России». 3 класс.

Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованную деятельность учащихся.

Технология развития критического мышления позволяет проводить урок в режиме повышенного уровня работоспособности, а усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска.

Вызов, осмысление и рефлексия - базовая модель ТРКМ - и соответствует этапам человеческого восприятия:

  • сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно, т.е. активизировать ранее полученные знания, пробудить интерес, определить цель изучения предстоящего материала,
  • затем осмысленно познакомиться с новой информацией, соотнести её с уже известным материалом, систематизировать,
  • потом подумать, для чего ему нужны эти знания, где их можно применить.

Слайд 3 (видео с переключением слайдов на экране -ученица-ведущая)

1. Организационный настрой

Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.

Сядьте удобнее, смотрите и слушайте!

2. Вступление в тему. Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

- Александр Сергеевич Пушкин! Когда и где каждый из нас услышал это имя?!

Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?

Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы?

Имя Пушкина приходит к нам в раннем детстве. Стихи и сказки его становятся нам ближе, дороже, нужнее.

Сегодня мы вместе пройдём дорогами его жизни, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.

3. Дороги детства

А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.

Слайд 4 (видео) (с переключением слайдов на экране)

- Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

- Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке.
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок.

Няня (обращается к мальчику, сидящему за столом):

- Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.

Слайд 5-7 (письмо няне)

Приём «Мысли с остановками»

- Как вы думаете, о чём няня напишет Пушкину? (1 часть)

- Как вы думаете, о чём дальше напишет? (2 часть)

- Подтвердились ли ваши предположения?

Слайд 8 (дом в Михайловском)

До 12 лет Саша воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском языке.

Слайд 9 (няня рассказывает сказку)

Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Саша с удовольствием их слушал.

Слайд 10 (Вспомним сказку)

Технология игровой деятельности

Приём «Знатоки сказок»

Чтение, пантомима или инсценирование одного отрывка из сказки Пушкина, по иллюстрации дети узнают и называют сказку.

Слайд 11 (фото с урока)

Слайд 12

Технология критического мышления

Приём «Синквейн» (5 строк) фото

  1. Сказки
  2. Поучительные, интересные (гениальные, добрые)
  3. Рассказываем, инсценируем, осмысливаем
  4. Сказка - ложь, да в ней намёк… (Что за прелесть - эти сказки!)
  5. Выдумка! (Фантазия!)

Слайд 13 (Технология критического мышления. Приём «Выбери нужное»)

4. Дороги отрочества и юности

Юность поэта прошла в Петербурге.

Дороги юности

19 октября 1811 года
19 октября 2021 года

в ………………,

Царском Селе
Москве

в летней резиденции императора, открывался ……………………… -
учебное заведение для юношей благородного происхождения.

Школа
Лицей
Академия

Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда своего старшего сына. Он добился, чтобы …… был записан среди 30 претендентов в кандидаты на обучение.

Сергей
Александр
Виктор

Счастливый день! Экзамен сдан!

Слайд 14 (Экзамен сдан!)

Слайд 15 (мы наблюдаем использование

Приём «Знакомство в группе» (фото с урока)

Лицеисты сели за парты и стали одноклассниками. Четыре мальчика особенно подружились.

Ребята, получив предварительное задание - найти информацию из источников, вкратце рассказали о возрасте, прозвищах, привычках и чертах характера лицеистов.

Слайд 16 (фото с урока)

Технология Игровой деятельности

Приём «Сценка»

Во время учёбы в Лицее у Пушкина были проблемы с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и, молча, писал. Преподаватель Карцов посадил Пушкина на место и велел ему писать свои стихи.

И Пушкин писал …стихи, поэмы, сказки…

Слайд 17-18

Технологии критического мышления и проблемного обучения

Приёмы «Кластер» и «Диаманта»

В прошлом учебном году мы познакомились со «Сказкой о золотой рыбке».

И с целью повторения я предложила ребятам разгадать «Кластер» и написать диаманту.

Приём «Кластер»

Корыто
сеть
рыбка
желание

Приём «Диаманта» (форма из 7 строк) (строки «деформированы»)

1

тема (1 сущ.)

Старуха

2

определение (2 прил.)

Злая, жадная

3

действие (3 глагола)

Бранится, капризничает, издевается

4

ассоциации (4 сущ.)

Корыто, сеть, рыбка. желание

5

Действие (3 глагола или причастия)

Поймал, отпустил, просит

6

Определение (2 прилагательных)

Добрый, послушный

7

Тема (сущ., противоположное по смыслу)

Старик

Вы подумали и придумали ещё кластер с установлением взаимосвязей

Слайд 19

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»

5. Рефлексия

  • Что вы узнали сегодня? (О детских и юношеских годах А.С. Пушкина, о Лицее, …)
  • Что повторили? (некоторые сведения из биографии Александра Сергеевича, сказку Пушкина)
  • Что закрепили? (умение выразительно читать, внимательно слушать, составлять синквейн, диаманту)
  • Что развивали? (развивали творческие способности)
  • Что хотите ещё узнать? (о друзьях Пушкина, перечитать все его сказки, выучить много стихов, …)

6. Домашнее задание

И вам обязательно захочется рассказать о сегодняшней гостиной и выполнить домашнее задание

Слайд 20 (домашнее задание)

Предлагаю использовать

Приём «Кубик Блума»

На 6 гранях кубика слова

Почему…

Саша в детстве говорил на французском языке лучше , чем на русском

Предположи….

Что ты - лицеист

Объясни…

Придумай ….

Диаманту или синквейн на определённую тему

Выучи…

Полное название сказки о царе Салтане

Поделись…

С родителями информацией, которую запомнил и усвоил

Каждый вместе со мной рассуждал и мыслил.

  • Мышление можно назвать критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Каждый участник сам решал, как он будет читать роль или отвечать на вопросы.
  • Информация с урока была отправным, а не конечным пунктом мышления. Сложные понятия воспринимаются и удерживают в памяти самые разнообразные сведения.
  • Критическое мышление на данном уроке началось с постановки вопроса (Когда и где каждый из нас услышал это имя) и продолжилось стремлением узнать новое
  • Критическое мышление есть мышление социальное. На уроках знакомства с биографией авторов будущего изучаемого раздела я стараюсь использовать виды парной и групповой деятельности.

Слайд 21 (Храните, о друзья, …)

- Уважаемые коллеги. Сегодня у нас мастер-класс - праздник Пушкина.

По окончании Лицея Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные дороги зрелости. Но, расставаясь с друзьями, он желал им только счастья в новой для них жизни.

В конце моего выступления приятно сказать в адрес коллег добрые слова - Вы внимательные, благодарные, послушные, интересные собеседники и слушатели.

Слайд 22 (Благодарим за внимание)