Организация домашних занятий с детьми в период каникул. Практические рекомендации и советы учителя-логопеда

Разделы: Логопедия


Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, но необходимо задуматься о том, насколько важную роль во всём играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и как следствие, ведёт к речевой патологии, исправить которую может только специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Успех коррекционно-развивающей работы в значительной степени зависит от активного участия родителей. С ребёнком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных учреждениях, но и дома, в кругу семьи - в первичной, в наиболее важной и авторитетной обстановке для маленького человека, по возможности привлекая к процессу всех членов семьи.

Многолетний опыт работы показывает то, что достижения коррекционного обучения во многом определяются тем, насколько чётко организованна преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает логопеда возможности быть достаточно информированным о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях. Включение родителей в совместный с учителем - логопедом процесс коррекции позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга.

Результат коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать помощниками друг другу, решающими общие задачи. Логопед регулирует и направляет, а родители, следуя данным рекомендациям, чётко выполняют их, только при выполнении этих условий можно рассчитывать на высокую эффективность коррекционной работы. Следовательно, обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и логопедом - необходимое условие в коррекционно-образовательной деятельности. Таким образом, важность организации занятий с детьми по заданиям логопеда даже в летний период, остается одной из первостепенных.

Первый вопрос возникает сразу, как организовать домашние занятия?

Необходимо обеспечить ряд условий для успешного выполнения домашних заданий: привычный распорядок дня, привычное рабочее место, привычные места для необходимых принадлежностей (зеркало, папка с заданиями, салфетки). В таком случае у ребёнка быстро выработается необходимая установка, когда он садиться за привычный стол, возникает рабочий настрой и желание преступить к работе. Постарайтесь выработать привычку, еще до начала работы уточнить все задания и приготовить все необходимое. Постепенно ребенок сам научиться планировать свои действия, но по началу Вам придется позаботиться об этом.

Нужен ли контроль?

Контроль за выполнением домашних заданий необходим - это обязательное условие. Именно он позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом и родителем, целью которых является успешная коррекция речи.

Что необходимо знать, помнить и как правильно закреплять полученные знания и умения после занятий с логопедом?

  • Для закрепления результатов логопедической работы Ваши дети нуждаются в постоянных домашних заданиях.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослых, будет заниматься с ребёнком, так как необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к нему.
  • При получении задания нужно внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться в том, что оно понятно. В случаях затруднений, обратиться к учителю - логопеду.
  • Следует определить постоянное время для занятий, настраивает ребёнка на выполнение заданий.
  • Время для выполнения домашних занятий (15-30 минут), в зависимости от возраста ребенка. Превышение этого лимита, ведет к усталости и соответственно снижению качества работы. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления. По необходимости делать перерывы между заданиями или менять деятельность, например, ребенок устал от выполнения письменного задания, выполните упражнение для пальчиков, долго читали, гимнастику для глаз.
  • Артикуляционную и дыхательную гимнастику выполняют ежедневно, перед зеркалом. Выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. Остальные задания выполняются однократно.
  • Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительную учебную нагрузку.
  • Будьте терпеливы, внимательны и доброжелательны, но достаточно требовательны к ребёнку во время занятий. Демонстрируйте успехи ребёнка, хвалите его за достигнутые результаты.
  • Речь взрослых в окружении ребёнка должна быть грамотная, правильная и служить образцом.
  • Не заостряйте внимание на недостатках речи ребёнка во избежание формирования негативных эмоций.
  • Занятия могут проводиться во время прогулки, уборки дома, приготовлении еды и т.д. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной обстановки, а также отсутствие отвлекающих факторов.
  • Постепенно приучайте ребёнка к самостоятельному выполнению заданий. Не спешите, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь ребёнку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи и учить преодолевать трудности. Преодолевайте неудачи с помощью дополнительных интересных занятий, которые помогут ребёнку справиться с учебными проблемами.

Результативность коррекционной помощи ребёнку зависит от степени заинтересованности и непосредственного участия родителей. Выполнение домашних заданий является огромной помощью в процессе коррекции речи. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо успешнее и быстрее овладевают красивой и правильной речью. Поэтому без помощи родителей эффективность коррекционной работы будет ниже, а время коррекции будет увеличено.

Выполнение домашних заданий необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Особое значение родителей в исправлении речевых недостатков, заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно только в повседневной жизни: во время прогулок, игр, походов в магазин, когда ребёнок находится в обычной, спокойной, привычной ему обстановке, а не в кабинете логопеда.

Впереди лето - пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течении учебного года знания, умения и навыки, такие как (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, моторные навыки, выученные правила и т.д.) за летний период могут укрепиться, так и утратиться. В летний период возможно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребёнок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо предупредить бабушку о необходимости закрепления материала. Предоставить папку с материалами по закреплению речевых навыков и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

В коррекционной практике достаточно много случаев, когда летний период замедляет или даже происходит «откат» положительных результатов на несколько шагов назад. После отдыха, часто ребенок приходит на занятия с прежними речевыми проблемами. За долгий период отсутствия на логопедических занятиях недостаточно закрепленные навыки утрачиваются. Логопеду и ребёнку приходится заново прорабатывать пройденный ранее материал.

Чтобы сохранить за лето достижения совместной работы с логопедом предлагаю Вам игры и упражнения, которые можно выполнять, не только находясь дома, но и в любой другой обстановке.

  1. Делайте артикуляционную, дыхательную гимнастику: выдувайте мыльные пузыри, дуйте на одуванчики, надувайте шарики, надувные игрушки, играйте на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).
  2. Контролируйте поставленные звуки, исправляйте неверно произнесенные ребёнком слова, добивайтесь правильного произношения. Повторяйте материал по автоматизации поставленных учителем - логопедом звуков по индивидуальным тетрадям для домашних заданий. Старайтесь закрепить нужный звук в речи.
  3. Развивайте мелкую моторику: рисуйте, раскрашивайте, штрихуйте, обводите, лепите из пластилина, глины, собирайте конструкторы, пазлы, растегивайте - застегивайте пуговицы, застежки - молнии, играйте с сыпучими материалами.
  4. Развивайте фонематический слух используя различные игры: «Поймай звук» среди других звуков, «Назови слово на звук А, М, Л и т. д» (абрикос, машина, лама), «Назови первый звук в слове» (аист - А, утка - У и т.д.), «Назови последний звук» в слове (колесо - О, оса - А), «Определи место звука в слове», пример: звук А, рукА - в конце, лАк - в середине, Азбука - вначале слова), «Прохлопай слово по слогам» (например ав - то - бус, нос, кош - ка), «Повтори слоговые дорожки», например, та - та - да, ши - жи - ши, и т.д.
  5. Развивайте словарный запас, грамматический строй речи.

Играйте в следующие игры:

  • «Посчитай-ка». Считать со словами от одного до пяти на любую тему, следить за окончаниями. Например, сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола…пять столов и т.д.
  • «Один - много». Кошка - кошки, корова - коровы и т.д.
  • «Назови ласково». Куст - кустик, клубника - клубничка и т.д. (на любую тему).
  • «Назови части». Грузовик - кабина, кузов, колеса и т.д.
  • «Кто где живёт?». В норе (кто?) - барсук, в берлоге, в дупле и т.д.

Все это можно использовать в игре, в транспорте на прогулке. Куда бы Вы не шли - общайтесь с ребёнком, объясняйте, рассказывайте, что происходит вокруг, почему это так устроено и зачем это нужно. Такими приёмами будут развиваться мыслительные процессы, любознательность, внимательность и заинтересованность к окружающему миру.

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка. Во время поездки можно поговорить о транспорте, и кто на нём работает. Рассмотреть части самолёта, сосчитать вагоны поезда. Камушки на пляже различайте по форме, выкладывайте ими буквы, слова, палочками разделяйте на слоги, придумывайте со словами предложения. Покажите, как растут овощи, как растение цветёт и даёт плоды. Какие они по цвету, форме, на вкус. Что можно из него приготовить. Посредствам такой игры у детей развивается описательная и объяснительная речь.

Продуктивно проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, погодой. Всё это обязательно нужно комментировать и обсуждать.

  1. Читайте рассказы, сказки, пересказывайте их, повторяйте и учите стихи, разгадывайте загадки, объясняйте пословицы.
  2. Составляйте рассказы по картинке, о явлениях природы, о животных и т.д.

У ребят игровая деятельность не уходит далеко на задний план, потому что игры нравятся и способствуют снятию физического и умственного напряжения. Посредствам игры дети легче овладевают знаниями.

На прогулке, в поезде, на даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам: «Ягоды», «Овощи, фрукты», «Деревья и кустарники», «Домашние и дикие животные», «Цветы, насекомые». Наблюдения и впечатления, полученные на отдыхе наглядны и ценны. Не на картинке, а в реальности ребенок может увидеть растения в разную пору (рост, цветение, плодоношение, увядание), изменения, происходящие в природе, животных и т.д.

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий с детьми. Не стоит упускать и малейшего повода. Главное где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используя каждую минуту, когда вы вместе. Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Позитивный эмоциональный настрой приносит только положительные результаты. Общайтесь, играйте, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте исходя из ситуации.

Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели во время занятий с учителем-логопедом.