Проектирование учебного занятия по предмету «Окружающий мир» по теме «Эта удивительная природа. Берегите воду!». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир


Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о воде, её использовании человеком.

Задачи урока: Формировать чувство ответственности за состояние воды, познакомиться с мерами по охране чистоты воды и её экономичном использовании.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • Осознать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, правила поведения в мире природы;
  • Освоить доступные способы изучения природы (наблюдение, запись, измерение, сравнение);
  • Развивать навыки устанавливания причинно-следственных связей в окружающем мире;
  • Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • искать и выделять необходимую информацию,
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами,
  • строить рассуждение (доказательство своей точки зрения) по теме урока.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать и сохранять учебную задачу,
  • планировать свои действия в течение урока,
  • оценивать правильность выполнения заданий

Личностные результаты:

  • владение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу;
  • готовность к бережному и уважительному отношению к природе;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками в разных ситуациях.

Краткое учебное содержание (технологическая карта урока)

Этап урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Адаптационный этап

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку.
Переключают внимание с отдыха на работу на уроке

Приветствует учащихся и желает им плодотворной работы, проверяет готовность к уроку.
Музыка со звуками водопада

Адаптировать учащихся к деятельности на уроке

Рассказывают о значении воды, обобщают изученный материал в краткой, лаконичной форме.
Обсуждают изученный ранее материал

Обсуждает с учащимися ранее изученное, акцентирует внимание на основных моментах изученного материала (обозначение проблемы):
- Расскажите о значении воды для человека

Актуализировать предварительные знания и определить границы личных знаний

Высказывают предположения

Отмечает и фиксирует на доске, что в своих высказываниях учащиеся доказали, что вода - незаменимое для жизни вещество, без которого человек обходиться не может. Спрашивает: «Почему же тогда учёные-медики утверждают, что «более 80 % болезней мы выпиваем

Определяют учебную задачу урока. Формулируют тему урока.

Организует проблемную беседу с учащимися для постановки темы и задач урока, читают её в учебнике.

Основной этап

Разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы учителя, работают со схемой "Круговорот воды", работают с электронным ресурсом под руководством учителя, участвуют в коллективном обсуждении проблемной ситуации, повторяя материал, изученный в 1 и 2 классах.

Соотносят содержание урока и личный опыт

Организует работу со схемой "Круговорот воды", задает вопросы.
Организует коллективную работу учеников с интерактивным заданием, вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов: «Как люди используют воду?», «Откуда вода приходит к нам в дом? и куда она уходит?»
Спрашивает: «Почему нужно беречь воду?»

Формировать знания по теме, опыт

Мультзарядка на экране

Наблюдает за выполнением физических и игровых упражнений.

Активно изменить деятельность детей, ослабить утомление и снова переключить на продолжение урока

Работают со схемой, отвечают на вопросы учителя, под руководством учителя работают с электронными ресурсами, выполняют интерактивные задания. Комментируют, оценивают, дополняют ответы одноклассников

Демонстрирует презентацию,
организует коллективную практическую работу с интерактивными заданиями, наблюдает за действиями учащихся, вступает в спор и побуждает их к высказыванию своей позиции.

Формировать знания, отношения, действия, опыт

Творческий этап

Работают в парах, задают вопросы, демонстрируют свои знания об изучаемом, комментируют, оценивают, дополняют ответы одноклассников.

Формирует группы учащихся, организует самостоятельную практическую работу учащихся интерактивным заданием, проверяет полноту и осознанность усвоения изученного, ликвидирует неясности осмысления учащимися нового материала.

Закрепить
знания, действия, отношения, опыт на основе их применения

Самостоятельно читают текст, рассматривают схему. Работают в парах: извлекают информацию из текста; анализируют схему, соотносят текст и схему. Работают с фотографиями (эмоционально откликаются на изображение)

Организует работу с текстом учебника и заданиями. Спрашивает: что удивило, предлагает в парах определить источники загрязнения воды.
Организует выполнение задания из Приложения, дополнить модель самостоятельно.

Работают в паре по алгоритму

Организует работу в парах: предложить меры по охране воды (инструкция или памятка)

Презентация учащимися достижения учебной цели. Соотносят изученный материал и личный опыт, определяют личностный смысл в изученном материале

Подводит итоги урока, возвращаясь к учебной задаче урока.
Спрашивает, почему появилось высказывание учёных-медиков: «Как уберечь себя и близких от некачественной воды?»

Повышать уровень формируемых знаний на основе применения разноуровневых творческих заданий

Обобщают и систематизируют материал, в группах создают эмблему и раскрывают её смысл.

Сообщает, что 22 марта отмечается День водных ресурсов. Спрашивает, зачем придумана эта дата, и какие проблемы в этот день поднимаются? Предлагает создать эмблему праздника

Читают вопросы, оценивают их, определяют направления дальнейшего исследования

Предлагает вернуться к вопросам «Верите ли вы, что …», спрашивает, получены ли ответы на все вопросы, какие высказывания подтвердились, какие нет

Определяют уровень домашнего задания

Помогает определить домашнее задание:
Что делать? как делать? как проверить?

Определяют уровень восприятия информации, состояние комфортности на уроке.
Оценивают свои достижения на уроке (рисуют смайлики) и объясняют свой выбор.

Предлагает продолжить цепочки, задает вопросы, побуждает к самооценке - предлагает оценить учащимся свои достижения на уроке.

Формы организации учебной деятельности.

1 этап: фронтальная работа.

2 этап: групповая работа.

3 этап: групповая работа и индивидуальная работа.

Учебные задания для разных этапов учебного занятия

1 этап:

Адаптационный этап, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

2 этап:

Основной этап - Изучение нового учебного материала - предполагающий:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

3 этап:

Творческий этап - Закрепление учебного материала - предполагающий:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Диагностические материалы для оценивания результатов обучения:

Предметных:

  • опрос по этапам урока с использованием цифровых данных из учебника;
  • разноуровневые задания для освоения способов изучения воды в природе;
  • наблюдение, запись, измерение и сравнение результатов причинно-следственных связей в окружающем мире;
  • анализ таблицы «Вода! … ты и есть жизнь» Береги воду»

Метапредметных:

  • решение кроссворда для оценивания уровня владения тем или иным знанием;
  • заполнение схемы в соответствии с поставленной задачей;
  • решение проблемных вопросов, применяя правила делового сотрудничества;
  • решение интерактивного задания;
  • использование презентации для получения необходимой информации.

Личностных:

  • работа с фотоматериалами;
  • работа в парах;
  • групповая работа;
  • схемы;
  • создание эмблемы «День водных ресурсов»;
  • определение уровня восприятия информации (смайлик).