Инновационные методики и их вклад в развитие личности

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное образование требует принципиально новым подходов к организации процесса обучения и воспитания. Это вызвано быстрым изменением современных поколений, их динамичным развитием, изменением ожиданий общества от образования, изменением социального заказа со стороны государства. Анализ государственной политики в сфере образования, повестка дня экспертного сообщества, изменения, проводимые в государственной итоговой аттестации позволяют судить о том, что видение государства и его социальный заказ сводится к практикоориентированности образовательного процесса, развитие определенной системы творческих и коммуникативных навыков. Со стороны общество становится понятно, что помимо системы знаний и предметных навыков школа должна научить учиться. Это определено тем, что существование человека в современном обществе неизбежно приводит к тому, что на протяжении жизни необходимо неоднократно проходить повышение квалификации и переквалификацию. При этом, данное требование определяется не желанием человека, а динамичным развитием рынка труда.

К инновационным методикам следует отнести диалоговые, игровые, развития творческих навыков, проектные, методики стимулирования социальной активности обучающихся как принципиально новые, современные, отчасти противостоящие системе традиционного образования. Их специфика - направленность на формирование таких значимых свойств личности как коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение принимать решения и нести за них ответственность, умения находить качественную информацию и многие другие. Те цели, которые ставят перед собой данные методики соответствуют как интересам общества, и так и социальному заказу государства. Новые образовательные стандарты, которые действуют с 1 сентября 2021 делают акцент на формирование практических навыков и практико-ориентированных знаний. Данные задачи лучше всего решают описываемые в статье технологии.

К наиболее значимым следует отнести диалоговые методики организации образовательного и воспитательного процесса. Диалоговые методики строятся на организации беседы учителя с отдельными учащимися или группой учащихся. Диалог может быть выстроен на основе создания учебной ситуации, исследования кейса, стимульного материала (видеофильм, видеофрагмент, схема, таблица). Ресурсы московской электронной школы и электронные доски с выходом в Интернет позволяют в качестве стимульного материала использовать видеозаписи. Перед началом их трансляции учащимся может быть сформулирован круг вопросов и заданий, который требует обсуждения в парах с представлением результатов совместной работы. Диалог не только повышает заинтересованность учащихся в изучении предмета, но и развивает навыки анализа видеотекста, фиксации необходимой информации, поиска необходимой дополнительной информации, ораторские способности, навыки демонстрации результатов исследовательской деятельности.

Диалоговые методики дополняются игровыми. В формате игры может быть организован урок повторения материала, опроса в начале урока. Суть игры «Ручеек» состоит в том, что учащиеся формулирует и задают друг другу вопросы. Каждый из участников игры отвечает на поставленный ему вопрос и задает следующий. Помимо игры-разминки игротехники могут включать в себя полноценные деловые игры. Они ставят задачу освоение практико-ориентированных видов деятельности. Это может быть формирование и планирование семейного бюджета, торговля акциями на бирже, защита потребительских прав, развитие фирмы. Деловые игры включают в себя командное взаимодействие и сопровождаются презентацией, раздаточным материалом, решением кейсовых заданий. В процессе деловой игры отрабатываются помимо жизненно значимых навыков построения, планирования, прогнозирования, навыки работы в команде, принятия решений, анализа информации. Часто отработанные в игре навыки приводят к социальному успеху учащихся, возможности заработать первый капитал. Деловые игры могут дополняться игровыми симуляторами с использованием мобильных телефонов. Ярким примером такого симулятора является игра «Вклад», разработанная специалистами сбербанка.

Дополняются диалоговые и игровые методики техниками развития творческих способностей. Они разворачиваются в таких формах как творческие конкурсы, конкурсы рисунков, плакатов, где каждая команда предлагает и представляет свое решение поставленной задачи. В рамках подобных мероприятий успешно проходят конкурсы молодежных бизнес-проектов, конкурсы плакатов, товаров, которые Россия может поставлять на мировой рынок.

Значимым для развития личности в инновационной педагогической среде являются методики стимулирования социальной активности учащихся. В процессе самоорганизации учащиеся не только демонстрируют сформированные практические знания и навыки, но и выступают организаторами определенных форм деятельности. К таким значимым формам следует отнести организацию волонтерского движения (субботники, сборы макулатуры, помощь в подготовке школьных праздников), оказание помощи учителю в организации фото и видеосъемки, ведению социальных сетей и групп, проведение учебных мероприятия, организация шефства учащихся старшей школы над учащимися средней и начальной. Самоорганизации как социально значимая деятельности не только способствует презентации сформированных практических навыков, но и развивает навыки планирования, самоанализа, прогнозирования, развивает такие значимые свойства личности как социальная активность, ответственность, дисциплина и самоорганизация. К значимым формам самоорганизации относится также организации учащимися уроков, игр-квестов, олимпиад, которые проводят обучающиеся. Задача учителя как методиста - разработать сценарий урока-олимпиады, разработать список вопросов, продумать формы поощрения победителей, выступать в роли эксперта, дающего правильные ответы и объясняющего их.

Таким образом, развивающая система инновационных игровых и диалоговых технологий, разработанных командой исследователей доктором философии И.В. Волосковым и доктором философии Ингеборг Валлис, апробированных на площадках московских школ преследуют такие личностно значимые задачи как повышение мотивации к получению образования, развитие коммуникативных и организационных навыков, социальной активности, стремления к самореализации.

Литература

  1. Волосков И.В. Социальная антропология. - М., НИЦ Инженер, 2009. - с.130.
  2. Волосков И.В. Инновационные технологии организации работы с молодежью// Актуальные проблемы инновационного развития образования. - М., Ритм, 2019. - С. 72-79.
  3. Ткаченко А.В. Проектная методика преподавания социологии// Актуальные проблемы инновационного развития образования. - М.