Конспект подгруппового психологического занятия с элементами тренинга по снижению агрессивного поведения по теме «Волшебная страна чувств». 4-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 4

Ключевые слова: агрессивное поведение детей


Цель: закрепление знаний об основных чувствах человека, о взаимосвязи чувств и эмоций.

Задачи:

  • создать доброжелательную атмосферу;
  • расширить представления об эмоциях и чувствах, об их взаимосвязи;
  • учить выражать различные чувства через мимику, жесты, рисунок, слова;
  • развивать интерес к самопознанию, к эмоциональной составляющей состояния собственного и окружающих;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • мотивировать на гармонизацию межличностных взаимоотношений.

Вводная часть

Упражнение «Приветствие по кругу - Я рад тебя видеть!»

(настрой на дальнейшие упражнения, выравнивание эмоционального фона, сплочение участников).

- Ребята, я рада видеть вас на занятии, я приглашаю всех вас встать в круг. Психолог вытягивает вперед руку, сжатую в кулак с поднятым вверх большим пальцем. Дети по очереди присоединяются к нему и дружно говорят: «Всем, всем добрый день!»

Разминка (развитие эмоционально-волевой регуляции, снятие мышечных зажимов)

- Каждое ваше утро в интернате начинается с зарядки. Для хорошего общения тоже необходима зарядка, только психологическая.

- Начнем с мимической: улыбнитесь, как солнышко; нахмурьтесь, как тучка; рассердитесь, как два барана, столкнувшиеся на мостике; изобразите испуганного зайчика.

- Переходим на расслабление и напряжение рук. Упражнение «Ладошка - шарик»:

дети превращают свои ладошки в шарики (мягкая, округлая ладошка), солнышко (пальчики в стороны, напряжены), дождик (пальцы расслаблены), флажок (пальцы выпрямлены, напряжены, сжаты вместе).

- А теперь голосовая разминка. Повторяем за мной фразу «У меня все получится!», меняя тон голоса (сначала шепотом, затем громко и наконец, очень громко).

Тренинговое упражнение «Не хочу хвалиться, но я…» (развитие эмпатии, снятие коммуникативных барьеров)

- Чтобы нам лучше узнать друг друга подумайте, что вы умеете делать лучше всего: замечательно петь или, может, отлично убрать в квартире, красиво рисовать или быть лучшим в мире читателем. Затем продолжите моё предложение, подставив в него информацию о том, в чем вы мастер.

- Что нового узнали друг о друге? Были ли удивлены?(ответы)

- Каждый человек имеет сильные стороны. Нет обычных людей, есть те, кто еще не проявил себя.

Основная часть

Положите свои руки на грудь. Что вы чувствуете? (тепло, спокойствие, биение сердца)

- Древние говорили, что там живет душа - наши чувства, эмоции, предпочтения, интересы. Именно их изучению мы и посвятим сегодняшнее занятие. Но сначала мы с вами вспомним, какие чувства вы знаете.

Упражнение с психологическими картами чувств «Классификация» (развитие умения различать мимику)

- Наша задача разложить карты по группам. Каждая группа будет обозначать определенное чувство (учащиеся по кругу вытаскивают карту из колоды, называют изображенное чувство, помещают в нужную группу).

- Сколько групп получилось? Назовите их. На какие две группы можно разложить все эти чувства? (положительные и отрицательные).

Упражнение «Сказка» (расширение представлений о взаимосвязи эмоций и чувств)

Сегодня мы отправимся в путешествие, в сказочную страну Чувств, где правит королева Эмоция и помогают ей слуги Чувства. Хотите узнать об этой стране. Располагайтесь поудобнее и приготовьтесь слушать сказку.

Сказка

Где-то далеко - далеко есть волшебная страна, где правит королева Эмоция (на столе изображение королевы). Придворными у нее были Чувства. Жителям этой волшебной страны жилось очень хорошо, ведь слуги Чувства всегда ей приходили на помощь в трудных ситуациях. Но однажды случилось несчастье: в волшебную страну прилетел злой волшебник Безлик (изображение волшебника без лица) и заколдовал всех слуг. Он украл у них их замечательные и такие разные лица, и все Чувства стали совершенно одинаковыми и абсолютно беспомощными (разложить вокруг королевы безликие смайлики).

Теперь жители волшебной страны не могли обратиться за помощью к слугам Чувствам, ведь они не знали, какой слуга может помочь в той или иной беде. Долго королева Эмоция искала, как можно помочь горю, пока однажды не прочитала в Волшебной книге, что расколдовать ее могут лишь обыкновенные дети, которые согласятся отправится в ее волшебную страну.

Упражнение «Передай свечу» (сплочение, развитие доверия, навыков саморегуляции)

- Ребята, а вы хотите помочь королеве Эмоции и жителям волшебной страны. Для того чтобы попасть в волшебную страну мы должны передать по кругу зажженную свечу так, чтобы она не погасла.

- Вот мы и очутились в волшебной стране и превратились в волшебных художников.

Упражнение «Волшебные художники» (умение договариваться, навыки саморегуляции)

- Ребята! Каждый художник может расколдовать одного слугу Чувство. Для этого нам

понадобятся волшебные материалы (включается аудиозапись спокойной музыки, каждый берет безликую заготовку и с помощью карандашей «оживляет» ее).

Дискуссия (выяснение необходимости наличия разных чувств)

- Ребята, вы оказались настоящими волшебниками. Давайте посмотрим, какие слуги Чувства появились в нашей волшебной стране. По вашему мнению, достаточно разнообразия чувств для жителей королевства? Могут ли быть одни чувства важнее других? Какими важными чувствами нужно дополнить королевство эмоций? Почему людям необходимы положительные и отрицательные чувства? (при помощи чувств люди выражают свои эмоции) Чтобы человек был здоров, чтобы у него было хорошее самочувствие, какие чувства должны проявляться чаще? (положительные)

- Предлагаю дополнить королевство эмоций (продолжают «оживлять» безликие заготовки).

Теперь наша страна Чувств навсегда освобождена от злого волшебника, здесь всегда будет царить гармония.

Упражнение «Рисуем внутренний мир» (развитие элементов рефлексии, самопознание, повышение самооценки, самоуважения)

- В знак благодарности королева Эмоция и ее слуги приготовили нам интересный подарок, который называется «Моя вселенная». Это своеобразная солнечная система. В её центре расположено солнце. Солнце - это вы. Напишите в центре небольшую букву «Я». Представьте что вы центр вселенной. Вокруг вас крутятся планеты. На лице у вас улыбка, а глаза излучают доброту. Дорисуйте на солнышке своё лицо так, чтобы буква «Я» осталась на месте носа (рисуют по принципу «смайлик»). Это ваша вселенная - ваш внутренний мир. У каждого свой внутренний мир. Изобразите его, дорисуйте на планетах чувства, которые важны для вас (рисуют самостоятельно, звучит музыка).

- Возьмите свою вселенную в ладошки. Согрейте ее своим теплом. И пусть каждый из вас загадает желание, каким вы хотите стать. Прошепчите это желание над подарком. Желание должно исполниться.

Заключительная часть

- А теперь мы возвращаемся из сказочной страны. Вернуться мы можем так же, как и попали сюда - с помощью волшебной свечи (дети снова передают по кругу зажженную свечу).

Итог занятия (рефлексия)

- Наше с вами занятие заканчивается. Скажите, где мы сегодня побывали? Где может находиться такое королевство?

- Чтобы понимать других людей, жить с ними в мире и согласии, нужно изучать и познавать себя, свой уникальный внутренний мир. Помните о том, что у каждого из нас есть свои чувства и их нужно уважать. Я прощаюсь с вами до следующего занятия!

Ритуал прощания

Психолог вытягивает вперед руку, сжатую в кулак с поднятым вверх большим пальцем. Дети по очереди присоединяются к нему и дружно говорят: «Всем, всем до встречи!»