Развитие критического мышления на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Согласно новым требованиям ФГОС важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика, направленное на становление креативной и критически мыслящей, активно и целенаправленно познающей мир личности, которая способна к самостоятельной информационно-познавательной деятельности. Другими словами, перед учителями иностранного языка стоит задача - развить личность, готовую осуществлять иноязычное общение, воспринимать информацию из различных источников, критически ее оценивать и грамотно интерпретировать, а также формулировать свою точку зрения на иностранном языке. Актуальной в преподавании является технология развития критического мышления, направленная на развитие мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни. Главной задачей является «научить школьников учиться», стимулируя их естественную любознательность к познанию через творческое самовыражение.

Формирование критического мышления на уроках английского языка осуществляется, прежде всего, через такие виды речевой деятельности, как чтение, письмо и устная речь. При обучении монологической речи, считаю эффективным применение логико-коммуникативных схем и таблиц, которые способствуют развитию коммуникативной компетентности учащихся через активную мыслительную деятельность. Создание образно-символических форм имеет особое вспомогательное значение в раннем обучении английскому языку, поскольку у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, основанное на установлении смыслового понимания сигналов. Иными словами, дети воспринимают рисунок или схему лучше, чем словесное объяснение. Постоянная работа по схемам способствует постепенному запоминанию лексико-грамматических структур и правильному оформлению высказывания. В результате применения различных видов опорных схем и таблиц, даже самый «слабый» ученик может учиться самостоятельно, осваивать учебный материал и применять его через значительный промежуток времени.

При составлении схем, содержание материала «кодируется» с помощью наглядных средств: букв, значков, картинок, стрелок, ключевых слов и т.д.

Задача - максимально облегчить восприятие новой информации и закрепить ее. Главными принципами при создании опор являются:

1) лаконичность и структурность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков),

2) удобство восприятия и воспроизведения (графическое расположение сигналов не должны вызывать трудности),

3) разнообразие опорных схем.

Созданные смысловые опоры помогают усвоению достаточно большого объема материала, вовлекают всех учащихся в работу и повышают их интерес к изучению английского языка. В зависимости от уровня владения языковыми навыками и речевыми умениями, а также учитывая мыслительные способности каждого ученика, создаю опорные схемы и таблицы разного уровня сложности, в определённой логической последовательности - «от простого к сложному».

Применяются как вербальные - ключевые слова, словосочетания, речевые клише, так и невербальные виды опорных сигналов - картинки, фотографии, цифры, геометрические фигуры.

Виды опорных схем, используемые при обучении говорению

1. Кластер - визуальная схема-опора. Может включать в себя как вербальные структуры: ключевые слова (a cat, Reddy, red), словосочетания (a long tail, big green eyes), так и невербальные (геометрические фигуры: треугольник, круг - «солнышко», картинка питомца, цифра - «2»). Данный вид опоры помогает построить монологическое высказывание, представить проект - «Мой питомец».

2. Таблица - смысловая опора. Может быть использована при изучении нового лексического материала, при работе с текстом, а также при составлении устного высказывания «Мой лучший друг».

Предложенная таблица включает только вербальные средства (ключевые слова).

Name

Age

Height/build

Hair

Eyes

Hobby

3. Графическая схема - изобразительная опора, которая представлена с помощью вербальных опорных сигналов: изображений (серий картинок), букв, стрелок, цифр, геометрических фигур. Применяется при работе с текстом и составлении краткого пересказа.

4. Ментальная карта - содержательная схема-опора. Используется при закреплении лексического материала, составлении пересказа по тексту или своего монологического высказывания по теме «Мое любимое дикое животное».

Таким образом, использование различных видов опорных схем и таблиц позволяет максимально индивидуализировать и активизировать процесс формирования и развития умений и навыков всех видов речевой деятельности. Включение в обучение схем-опор и символов способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся, развивает критическое мышление, мотивирует ребят на дальнейшее изучение иностранного языка, позволяет им возглавить процесс освоения знаний, дает возможность саморазвития и творческого самовыражения.