Задания на формирование разных видов результатов освоения образовательных программ. Тема: «А.С.Пушкин. Подготовка сообщения "Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина"»

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: А.С.Пушкин


Литературное чтение. 3 класс

Программное содержание: знакомство с названием раздела - «Великие русские писатели», литературная гостиная «Пушкинские дороги», средства художественной выразительности (сравнение, эпитет; рифма, ритм).

Место в учебном плане - 3 класс, 1 триместр. (УМК «Школа России») (авторы учебника Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина; Москва, «Просвещение», 2021, 12 издание).

Учебные задания

Результаты и комментарии

1

Учебный диалог (учитель и ученики, ученик и ученик) по теме «Великие русские писатели»:
- работать с названием раздела и темы - прогнозировать содержание, мотив изучения и цель,
- ответить на вопрос: «На какой вопрос хочу получить ответ, работая на уроке».

- Слушание сообщения о поэте,
- обсуждение эмоционального состояния при восприятии сообщения о видах и методах деятельности на уроке,
- ответ на вопрос: «Какое настроение вызывает предстоящая работа на уроке».

Познавательные УУД:
- анализировать информацию различных видов и форм представления учебной задачи урока,
- развивать критическое мышление для ожидания получения новых знаний

Регулятивные УУД
- удерживать учебную задачу (знакомое задание для нового раздела, так как урок проходит в форме Литературной гостиной.

Личностные результаты:
- восприимчивость к разным видам проведения урока (например, сегодня - Литературная гостиная)

2

Повторение по теме.
Вопрос учителя «Что мы знаем из биографии поэта»

Коммуникативные:
Общение:
- строить речевое высказывание в соответствии в поставленной задачей;
- создавать устный текст (повествование);
- готовить небольшие выступления о результатах групповой работы, выполненного мини-сообщения.
Познавательные (работа с информацией):
- соблюдать с помощью взрослых (учителя, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет)
Регулятивные:
Самоорганизация:
- планировать действия по решению задания,
- выстраивать последовательность выбранных действий.
Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочную цель при выполнении группового сообщения и распределить промежуточные шаги и сроки выполнения задания.

3

Приём «Мысли с остановками»
- Как вы думаете, о чём няня напишет Пушкину? (1 часть)
- Как вы думаете, о чём дальше напишет? (2 часть)
- Подтвердились ли ваши предположения?

Личностные:
- проявление доброжелательности и сопереживания с использованием языковых средств для выражения состояния и чувств.

4

Технология игровой деятельности
Приём «Знатоки сказок»
Чтение и пантомима отрывка из сказки Пушкина, по иллюстрации дети узнают и называют сказку.

Читать доступные по восприятию небольшие по объёму стихотворные произведения (отрывки из сказок Пушкина) (без оценивания),
- анализировать текст отрывка: определить тему и главную мысль отрывка,
- находить в тексте заданный эпизод

Регулятивные:
- определить характер героя и похоже воспроизвести в пантомиме

5

4 ИЛИ 5 (по выбору учителя) (учитывая способности обучающихся класса)
Технология игровой деятельности
Приём «Знатоки сказок»
Чтение и инсценирование отрывка из сказки Пушкина (по иллюстрации дети узнают и называют сказку).

Коммуникативные:
- читать текст с разными интонациями м исполнить, передавая своё отношение к событиям, героям произведения

Регулятивные:
- оценивать качество своего восприятия отрывка на слух,
- читать доступные по восприятию небольшие по объёму стихотворные произведения (без оценивания),
- анализировать текст отрывка: определить тему и главную мысль читаемого отрывка,
- находить в тексте заданный эпизод, определить характер героя и похоже воспроизвести в инсценировке

Совместная деятельность:
- выполнять роль своего героя эпизода, осуществлять взаимопонимание в диалоге

6

Технология критического мышления позволяет нам применить работу в парах
Приём «Синквейн» (5 строк) (фото сказок)
Сказки
Поучительные, интересные (гениальные, добрые)
Рассказываем, инсценируем, осмысливаем
Сказка - ложь, да в ней намёк…
(Что за прелесть - эти сказки!)
Выдумка! (Фантазия!)

Личностные:
- проявлять активность, инициативность, любознательность и ответственность при работе в паре.

Познавательные:
Базовые логические действия:
- сравнивать тему и основную мысль синквейна,
- определять существенный признак для смысловой связи слов в полученном тексте.

Базовые исследовательские действия:
- высказывать предположения в процессе использования языкового материала (группировать слова по частям речи - сущ., прил., глаголы и синонимы)

7

Технология критического мышления. Приём «Выбери нужное»
Дороги отрочества и юности

Юность поэта прошла в Петербурге.

Дороги юности

19 октября 1811 года
19 октября 2021 года

в ………………,

Царском Селе
Москве

в летней резиденции императора, открывался ……… -
учебное заведение для юношей благородного происхождения.

Школа
Лицей
Академия

Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда своего старшего сына. Он добился, чтобы …… был записан среди 30 претендентов в кандидаты на обучение.

Сергей
Александр
Виктор

Познавательные:
Работа с информацией:
- выбрать источник получения информации при выполнении задания «Выбери нужное».

Коммуникативные:
- построить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные:
Самоорганизация:
- выстроить грамотность последовательных событий

8

Приём «Знакомство в группе
- … Лицеисты сели за парты и стали одноклассниками. Четыре мальчика особенно подружились…
Ребята, получив предварительное задание - найти информацию из источников, вкратце рассказали о возрасте, прозвищах, привычках и чертах характера лицеистов.

Коммуникативные:
Общение:
- строить речевое высказывание в соответствии в поставленной задачей;
- создавать устный текст (повествование);
- готовить небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдение, выполненного мини-сообщения

Регулятивные:
Самоорганизация:
- планировать действия по решению задания, выстраивать последовательность выбранных действий (кто из лицеистов за кем следует)

Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочную цель при выполнении группового сообщения и распределить промежуточные шаги и сроки выполнения задания;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат (знакомство с группой друзей-лицеистов)

9

Технология Игровой деятельности
Приём «Сценка»
… Во время учёбы в Лицее у Пушкина были проблемы с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и, молча, писал. Преподаватель Карцов посадил Пушкина на место и велел ему писать свои стихи.
И Пушкин писал …стихи, поэмы, сказки…

Коммуникативные:
- инсценировать, передавая своё отношение к событию (урок в математическом классе), героям произведения

Регулятивные:
- оценивать качество своего восприятия отрывка на слух,
- анализировать фразы отрывка: определить тему и главную мысль отрывка,
- определить характер героя и похоже воспроизвести в инсценировке

Совместная деятельность:
- выполнять роль своего героя
- осуществлять взаимопонимание в диалоге.

Личностные:
- стремиться к самовыражению

10

Приёмы «Кластер» и «Диаманта»
В прошлом учебном году мы познакомились со «Сказкой о золотой рыбке»
И с целью повторения я предложила ребятам разгадать «Кластер» и написать диаманту.
Приём «Кластер»
корыто сеть рыбка желание
Приём «Диаманта» (форма из 7 строк) (строки «деформированы»)

1

тема (1 сущ.)

Старуха

2

определение (2 прил.)

Злая, жадная

3

действие (3 глагола)

Бранится, капризничает, издевается

4

ассоциации (4 сущ.)

Корыто, сеть, рыбка. желание

5

Действие (3 глагола или причастия)

Поймал, отпустил, просит

6

Определение (2 прилагательных)

Добрый, послушный

7

Тема (сущ., противоположное по смыслу)

Старик

Вы подумали и придумали ещё кластер с установлением взаимосвязей

Предметные результаты:
- строить письменное высказывание
(7 строк) на определённую тему по предложенному кластеру с соблюдением норм написания диаманты

Личностные:
- сравнивать и применять различные языковые единицы (слова),
- устанавливать основания для сравнения языковых единиц (лексическое значение) (антонимы),
- объединять объекты по определённому признаку - старуха или старик

11

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»
Рефлексия
* Что вы узнали сегодня? (О детских и юношеских годах А.С.Пушкина, о Лицее, …)
* Что повторили? (некоторые сведения из биографии Александра Сергеевича, сказку Пушкина)
* Что закрепили? (умение выразительно читать, внимательно слушать, составлять синквейн, диаманту)
* Что развивали? (развивали творческие способности)
* Что хотите ещё узнать? (о друзьях Пушкина, перечитать все его сказки, выучить много стихов, …)

Познавательные УУД:
- проанализировать информацию различных видов и форм представления учебной задачи урока,
- проверить развитие критического мышления для ожидания получения новых знаний;

Личностные результаты:
- Оценить восприимчивость к разным видам действий на уроке

12

Дополнительное задание при наличии свободного времени на уроке
Предлагаю использовать Приём «Кубик Блума» (На 6 гранях кубика - глаголы)

Почему…

Саша в детстве говорил на французском языке лучше , чем на русском

Предположи….

Что ты - лицеист

Объясни…

Придумай ….

Диаманту или синквейн на определённую тему

Выучи…

Полное название сказки о царе Салтане

Поделись…

С родителями информацией, которую запомнил и усвоил

Коммуникативные УУД
- объяснить спланированную организацию совместной работы и распределение ролей,
- обсудить процесс и результат совместной работы, отвечая на предложенные действия (глаголы) и др.

Личностные:
- выполнение творческих заданий,
- самооценка событий и др.

Познавательные
- работа и информацией и др.

Регулятивные
- поиск информации и умение работать с источниками и др.