В фокусе внимания младший школьник: девиантное поведение

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: девиантное поведение


Разговор психолога с родителями ребенка первой ступени школьного обучения

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучшими, чтобы из них выросли «настоящие люди», чтобы мы ими гордились. А для этого требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку - это основа родительского авторитета. Взрослые должны скорректировать своё собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывает семейное воспитание.

Проблема девиантного поведения детей младшего школьного возраста является актуальной и имеет, к сожалению, тенденцию к нарастанию. Что же это такое, девиантное поведение, спросите вы.

Термин девиантное поведение появился от латинского «де витио»- отклонение, определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. (В.Т.Кондрашенко).

Девиантное поведение - один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематическое отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки и уходы из дома и бродяжничество и т.д. (Краткий психологический словарь (Под ред. А.В.Петровского)).

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающие какие - то социальные и культурные нормы. (В.М.Цулейко).

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями. Чтобы лучше понимать специфику девиантного поведения младших школьников, целесообразно дать краткую характеристику психологических особенностей данной возрастной группы.

Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 9 лет и представляет собой довольно непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот период приходится адаптация к школе. Причем, происходит это у всех детей по-разному, в зависимости от типа темперамента и личностных особенностей. Если дети-холерики, или дети-сангвиники постоянно отвлекаются на уроках, мешают учителю и одноклассникам, на переменах шумят и даже дерутся, то, например, меланхолики, чувствуют себя зажатыми и стеснительными. Иногда в период адаптации дети могут терять аппетит, у них может нарушаться сон и увеличиваться плаксивость. Подобные функциональные отклонения связаны, в первую очередь, с психической и физической нагрузкой, которые испытывает ребенок (младший школьник) в связи с изменением образа жизни и, соответственно, возросшим к нему требованиям со стороны учителей и родителей.

Также важно учитывать, что в этом возрасте еще не до конца сформировано критическое мышление, соответственно, ребенок еще не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и их последствия, поэтому важны доверительные беседы с ребенком, чтобы научить ребенка взглянуть на свой плохой поступок со стороны, при этом сохранить свое я в безопасности. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, несогласованности действий взрослых, с которыми ребенок проживает то, попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также может стать причиной проявлений девиантного поведения в разных его формах. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями. В особенной степени это относится к тем детям, которые по каким-либо причинам не посещали детский сад, соответственно, начальная степень социализации ими пройдена не полностью.

Среди разновидностей девиантного поведения, проявляющихся в возрастной группе «младшие школьники» можно выделить такие как:

  • непослушание, которое является наиболее «популярным» проявлением девиантного поведения;
  • шалость, которую можно, по сути, считать безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка. Ее специфика состоит в том, что она носит положительный характер, является по большей части безвредной и, как правило, социально неопасной;
  • озорство точно также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред;
  • проступок носит социально опасный характер. В отличие от других, более «легких» форм девиантного поведения, зачастую является спланированным заранее. Как правило, совершается неоднократно, что дает право полагать о формировании определенных черт характера ребенка;
  • негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих. В пассивной форме проявляется как упрямство, отказ от выполнения требований. В активной форме - ребенок намеренно делает все вопреки тому, что от него требуют. Следует отметить, что негативизм может являться не столько чертой характера, сколько последствием, например, усталости или проявлений несправедливости по отношению к ребенку.
  • упрямство по некоторым проявлениям напоминает негативизм. Но, как правило, оно является необоснованным и нерациональным ответом на какие-то действия или просьбы окружающих;
  • капризы, как правило, выражаются в поступках или действиях, которые ребенок просто не может объяснить, а также в сопротивлении требованиям со стороны взрослых. Возникают или в случае усталости или под воздействием слишком эмоциональных переживаний. Иногда могут сопровождаться плачем (истерикой) или сильным нервным возбуждением;
  • своеволие является результатом излишней самостоятельности, стремлении к самоутверждению, но при этом неумении выразить это конструктивными способами.

Здесь, однако, стоит избегать «педагогической крайности», когда коррекция такого поведения происходит несколько несоразмерно. В результате чего достигается противоположный эффект (воля ребенка полностью подавляется):

  • грубость и неуважение являются, как правило результатами неумения ребенка владеть собой. Иногда причина кроется в желании продемонстрировать свою «взрослость»;
  • отсутствие дисциплины - может быть двух видов: незлостное (проявляется в виде шалостей) и злостное (хулиганство). Второй тип, как правило, уже приобретает устойчивый характер;
  • правонарушения. По своей сути представляют крайнюю (наиболее тяжелую) форму девиантного поведения. Сюда можно отнести хулиганство, воровство, драки и т.д. Причем, совершаются они как индивидуально, так и при участии группы единомышленников (например, уличная компания).

Безусловно, все типы девиантного поведения поддаются корректировке. Легкие можно исправить совместными усилиями родителей и педагогов.

Итак, дети с девиантным поведением для учителя - это неуспевающие в учебе, непослушные, «отсутствующие» на уроках и прогуливающие их.

Профилактику отклонений в поведении ребенка могут и обязаны проводить родители (законные представители), при чем, не время от времени, а систематически. Какие это могут формы работы:

Игра. В ходе игр ребенок приобретает опыт принятия ответственных решений, отстаивание своего мнения, своей позиции, формируется адекватное представлении о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на поведение, об управлении чувствами и преодоление стрессов.

Книги. По образцу и подобию героев книг формируется собственные способы освоения мира. После прочтения сказок, рассказов, в ходе пересказа и ответов на вопросы ребята учатся давать собственную оценку действиям и поступкам героев. Сочинение собственных сказок, их иллюстрирование.

Труд. Через деятельность легче организовать, выработать умение подчиняться инструкции, доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, кроме того, труд снимает общую возбудимость. Целенаправленные действия как индивидуальные, так и совместные дают возможность ребенку соотнести свое «я» с другими, совместные дела воспитывают положительные чувства, развивают взаимопомощь, взаимопереживание и т.д.

Ежедневные беседы с ребенком, проведение праздников, семейные традиции, все это служит фундаментом для личностного развития ребенка и не даст его поведению отклониться.

Родителям важно знать о том, как правильно хвалить и наказывать ребенка. Повышать свою психологическую грамотность в вопросах обучения и воспитания ребенка.

Некоторые рекомендации:

  • любите своего ребенка и пусть он не усомнится в этом;
  • принимайте своего ребенка таким, какой он есть,-со всеми достоинствами и недостатками;
  • опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности;
  • создавайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым;
  • не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания;
  • помните, что воспитывают не слова, а личный пример;
  • не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример, помните, что каждый ребенок неповторим и уникален;
  • не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите;
  • помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы!

Тест «Искусство быть родителем»

Ответы: да, нет, иногда/отчасти.

1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

2.Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли с вами по «личным вопросам»?

3.Интересуются ли они вашей работой?

4.Знаете ли вы друзей ваших детей?

5.Бывают ли они у вас дома?

6.Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах?

7. Есть ли у вас с ними общее занятие, увлечение?

8.Проверяете ли вы, как дети выполняют домашнее задание?

9.Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10.А в «детских праздниках» - предпочитают ли, чтобы вы были с ними или хотят их проводить без взрослых?

11.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12.А телепередачи и фильмы?

13.Бываете ли вместе в театрах, музеях на выставках и концертах?

14.Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах?

15.Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?

Оценка:

  • «да» - 2 балла;
  • «иногда» - 1 балл;
  • «нет» - 0 баллов.

Результаты:

  • более 20 баллов - отношения с детьми можно считать благополучными;
  • от 10 до 20 баллов - удовлетворительные, но недостаточно многосторонние, нужно дополнить, улучшить;
  • менее 10 баллов - контакт явно недостаточен, видимо, нужно принимать срочные меры к улучшению.

Характеристика уровней проявления девиантного поведения

Список литературы

  1. Виртуальная школа для родителей «Родительская компетентность в семейных конфликтах: знаю, умею, делаю. [Электронный ресурс] / URL: http://roditel45.ru/course/index.php?categoryid=9
  2. Каталог лучших практик родительского просвещения и взаимодействия семьи и школы : метод. пособие для учителей / сост. Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей; руководитель проекта А.В.Гусев. - М.: Просвещение, 2017. - 607 с.
  3. Клейберг, Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах : учебное пособие для вузов / Ю.А.Клейберг. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 304 с.
  4. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Ковальчук М.А. [Электронный ресурс] - М. : Владос, 2010. - 288. - URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56579
  5. материалы статьи: Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в работе практического психолога: трудности и ресурсы эффективности [Электронный ресурс] // Психология и школа 2012, № 3. URL: https://goo.gl/Zi9ZkC
  6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф.Обухова. - Москва: Высшее образование: МГППУ, 2010. - 460 с. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие / Р.В.Овчарова. - Москва: Сфера, 2000. - 448 с
  7. Площадка свободного общения по вопросам профилактики девиантного поведения [Электронный ресурс] / ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей». - URL: http://fcprc.ru/community/forum-12.html
  8. Портал «Детская психология для специалистов» [Электронный ресурс] / URL: ChildPsy.ru
  9. Практическая психология образования : учебное пособие / ред. И.В.Дубровина. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 592 с.
  10. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: 2006. - 320 с.
  11. Узгорова В.С. Переизбыток или недостаток внимания со стороны учителей и родителей как причина девиантного поведения младших школьников // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы VIII всерос. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Новосибирск, 2019. - Ч. 1. - С. 282-284.
  12. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков Академический Проект, Гаудеамус, 2007.